Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Нестеровой Л.В., Ярадаева А.В., при секретаре Зайцеве И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Егоровой С.А. к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Егоровой С.А. на решение Московского районного суда г.Чебоксары от 8 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Егоровой С.А. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова С.А. обратилась в суд с иском о возмещении морального вреда и в окончательном варианте искового заявления от 18 апреля 2013 года просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике компенсацию морального вреда, одновременно поставив вопрос о возмещении ее расходов на уплату государственной пошлины.
В обоснование иска Егорова С.А. указала следующее.
В базе данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, являющегося структурным подразделением последнего, были размещены сведения о прекращении по не реабилитирующим основаниям уголовного преследования в отношении Егоровой С.А ... Узнав об этом, Егорова С.А. потребовала удалить эти не соответствующие действительности и порочащие ее честь и достоинство сведения из государственной системы учета преступлений. Однако эти сведения были удалены только после обращения Егоровой С.А. в суд за защитой нарушенного права. Вступившим в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование решением Московского районного суда г. Чебоксары от 27 декабря 2012 года признано незаконным бездействие Информационного центра Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, выразившееся в сохранении в государственной системе учета преступлений сведений о прекращении в отношении Егоровой С.А. уголовного преследования по ст. ... Уголовного кодекса РФ на основании ст.7 УПК РСФСР по не реабилитирующим основаниям. Причиненный Егоровой С.А таким незаконным бездействием органа государственной власти моральный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Причинение ей морального вреда Егорова С.А. связывает также с тем, что в государственной системе учета преступлений в течение длительного времени размещались недостоверные, порочащие ее честь, достоинство и деловую репутацию сведения, что в конечном итоге привело к утрате работодателями доверия к ней.
В судебное заседание 8 июля 2013 года Егорова С.А. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ Иванова И.С. возражала против иска со ссылкой на отсутствие условий наступления ответственности за причинение вреда.
Морозова С.В., представляя интересы третьего лица, а именно Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, возражала против иска, в то же время подтвердила, что в информационную базу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике была внесена недостоверная информация относительно уголовного преследования Егоровой С.А..
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано Егоровой С.А ... В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности.
Выслушав объяснения Егоровой С.А., поддержавшей просьбу об отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Морозовой С.В., возражавшей против просьбы истца об отмене решения, согласно ст. 327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Егорова С.А. не представила суду доказательств нарушения органом государственной власти ее неимущественных прав.
Эти выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам дела, а также основаны на неправильном применении судом норм материального права к рассматриваемым правоотношениям. Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене согласно п.п. 2 и 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
Так, из вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Чебоксары от 27 декабря 2012 года следует, что признано незаконным бездействие Информационного центра Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, выразившееся в неправомерном сохранении до 27 декабря 2012 года в государственной системе учета преступлений сведений о прекращении в 2001 году в отношении Егоровой С.А. уголовного преследования по ст. ... Уголовного кодекса РФ на основании ст.7 УПК РСФСР (по не реабилитирующим основаниям). Этим же решением установлено, что эти сведения не соответствовали действительности - уголовное преследование в отношении Егоровой С.А. осуществлялось по ч. ... ст. ... УК РФ, а прекращено уголовное дело за отсутствием в действиях Егоровой С.А. состава преступления.
Это судебное решение как вступившее в законную силу согласно ч.1 ст. 71 ГПК РФ признается письменным доказательством и подтверждает факт нарушения неимущественных прав Егоровой С.А., а именно ее прав на честь, доброе имя и деловую репутацию, необоснованным сохранением до 27 декабря 2012 года в государственной системе учета преступлений недостоверных сведений о прекращении в 2001 году в отношении Егоровой С.А. уголовного преследования по ст. ... Уголовного кодекса РФ на основании ст.7 УПК РСФСР (по не реабилитирующим основаниям).
То обстоятельство, что размещенные в соответствующей информационной базе недостоверные сведения о Егоровой С.А. в течение длительного времени не удалялись несмотря на неоднократные обращения по этому поводу Егоровой С.А., подтверждается иными исследованными в ходе судебного разбирательства письменными доказательствами и не оспаривалось представителями ответчика и Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению, и вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, гражданское законодательство четко определило, что по искам, предъявляемым согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, должником в обязательстве по возмещению вреда признается публичное образование, от имени которого в суде выступает его финансовый орган.
Информационный центр Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, согласно его Положению, утвержденному приказом министра внутренних дел по Чувашской Республике N768 от 17 августа 2011 года, является структурным подразделением Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.
Как следует из п.2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 249 от 1 марта 2011 года, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике является территориальным органом МВД России на региональном уровне, а последнее в соответствии с действующим законодательством входит в состав полиции.
Согласно ч.1 ст.47 Федерального закона "О полиции" финансовое обеспечение деятельности полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) этого органа государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ при доказанности нарушения личных неимущественных прав гражданина причинение ему морального вреда предполагается, и установлению подлежат лишь лицо, ответственное за причиненный вред, и размер возмещения.
В связи с изложенным судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об удовлетворении иска Егоровой С.А., и с учетом приведенных в ст. 1101 Гражданского кодекса РФ критериев определения размера компенсации морального вреда (характера причиненных истцу как потерпевшей нравственных страданий (оцениваемого в том числе с учетом длительности нарушения прав, значимости нарушенных нематериальных благ для потерпевшей), степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости) присуждает к взысканию за счет казны Российской Федерации компенсацию в размере ... руб. в пользу Егоровой С.А.
Что касается доводов Егоровой Е.А. в обоснование причинения ей морального вреда о причинной связи между установленным виновным бездействием органа государственной власти и наступлением у нее физических страданий, утратой работодателей доверия к ней, доказательств в их подтверждение Егорова С.А. в суд не представила.
На Министерство финансов РФ, выступающего в суде от имени публичного образования в качестве ответчика, возлагается обязанность по возмещению судебных расходов истца на уплату государственной пошлины ( ... руб.). Министерство финансов, будучи стороной в споре, с учетом требований ст. 98 ГПК РФ обязано возместить выигравшему спор истцу его судебные расходы. Государственные органы, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел с их участием, будучи стороной по делу, не освобождаются от возмещения судебных расходов в случае, если решение состоялось не в их пользу, а положения Налогового кодекса РФ не могут быть применимы при решении вопроса о возмещении судебных расходов.
Руководствуясь изложенным, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Отменить решение Московского районного суда г.Чебоксары от 8 июля 2013 года и принять по делу новое решение, которым взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу Егоровой С.А. компенсацию морального вреда в размере ... ( ... ) рублей.
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Егоровой С.А. ... ( ... ) рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.