Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Димитриевой Л.В., Александровой А.В.,
при секретаре Емельяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2013 года по гражданскому делу по иску Федорова М.А. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Федоров М.А. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ... в связи с этим был определен в детский дом, откуда выбыл и снят с регистрационного учета 31 августа 2010 года по достижении совершеннолетия. При направлении в детский дом за ним было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: ... , и принадлежащее на праве собственности бабушке Федоровой Р.А., которая отказывается регистрировать его в квартире. В период с 1 сентября 2010 года по 30 октября 2012 года он учился в ... и проживал в общежитии учебного заведения, однако в связи отчислением данное право потерял. Жилого помещения не имеет, проживать ему негде, в связи с этим просил об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения.
На судебное заседание районного суда Федоров М.А. обеспечил участие своего представителя Сафина Н.А., который требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представители ответчиков администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. и администрации Калининского района г.Чебоксары Михайлов А.В. исковые требования не признали ввиду их необоснованности и указали на отсутствие действующих нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок предоставления из него жилых помещений указанной категории лиц.
Третье лицо Федорова Р.А. полагала иск подлежащим удовлетворению, пояснив, что закрепление за истцом жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, произведено без ее согласия. Указала, что истец не проживает в данном жилом помещении, она его регистрировать в нем не желает.
Третье лицо Васильева А.А. полагала иск подлежащим удовлетворению, указав на отсутствие у истца жилого помещения для проживания, регистрации в каком-либо жилом помещении.
Третье лицо Федоров П.А. в судебном заседании не присутствовал, явку своего представителя не обеспечил.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2013 года на администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Федорову М.А. благоустроенное применительно к условиям г.Чебоксары жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Чувашской Республики, за счет средств субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указано на отсутствие утвержденного порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и полномочий по обеспечению их жильем, отсутствием в решении срока его исполнения и необоснованностью ссылки на нормы предоставления жилой площади по договору социального найма, составляющей на территории Чувашской Республики от 16 до 18 кв.м.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации города Чебоксары Павловой А.Н., поддержавшей жалобу, объяснения третьих лиц Федоровой Р.А., Васильевой А.А., возражавших в удовлетворении жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федоров М.А., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей ... На основании постановления главы администрации ... несовершеннолетний Федоров М.А. был определен в РГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... ", за ним закреплено право на жилое помещение - квартиру ... , принадлежащую на праве собственности его бабушке Федоровой Р.А ... Согласно выписке из лицевого счета (л.д. 59) в двухкомнатной квартире площадью 44,2 кв.м. кроме Федоровой Р.А. значатся Федоров М.А., его брат Федоров П.А. и сестра Васильева А.А., за которыми было закреплено жилое помещение и на каждого из них приходится по 11,05 кв.м. помещения. В период нахождения в детском доме истец был зарегистрирован по адресу: ... , откуда снят по выбытию из указанного учреждения 31 августа 2010 года. В период обучения ... с 1 сентября 2010 года по 30 октября 2012 года Федоров М.А. проживал в общежитии, где имел временную регистрацию по месту пребывания. Согласно письму администрации Калининского района г.Чебоксары от 29 мая 2013 года (л.д. 75) Федорову М.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием утвержденного порядка обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики.
Данные выводы суда основаны на нормах, действующего в настоящее время законодательства и установленных судом обстоятельствах дела.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, утратившим силу 1 января 2013 года, было предусмотрено льготное предоставление жилья во внеочередном порядке по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Вместе с тем, с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15) изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
В соответствии с новой редакцией указанной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15 действие положений статей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 8 ФЗ 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года), а также пункта 8 части 1 статьи 92, статьи 98.1, части 1 статьи 109.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к специализированному жилищному фонду; предоставление жилья таким лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1, части 2 статьи 18, части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" в редакции Закона Чувашской Республики от 5 июня 2013 года N 27 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Федоров М.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку данное право не было им реализовано до принятия ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15.
Доводы подателя жалобы об отсутствии правового механизма для реализации права истца на жилое помещение, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Законом Чувашской Республики от 5 июня 2013 года N 27 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений".
Согласно пункту 4.1. Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года N 292, решение о предоставлении специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает орган местного самоуправления, в то время как Минстрой Чувашии является только уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по формированию и ведению сводного списка таких детей (пункт 2.7 Порядка).
По изложенным основаниям доводы жалобы администрации г.Чебоксары, утверждающей об обратном, судебная коллегия находит несостоятельными.
В силу ст.14.7 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера этих средств, в размере 33 квадратных метров в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, и объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
В связи с этим, судебная коллегия находит, что указание суда первой инстанции о предоставлении истцу жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения "по договору социального найма" правильным не является и подлежит исключению из резолютивной части решения, как нарушающее права истца.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
исключить из абзаца первого резолютивной части решения Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2013 года фразу "по договору социального найма";
апелляционную жалобу ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.