Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Семенова Н. В.,
судей Нестеровой Л. В., Ярадаева А. В.,
при секретаре Калягиной Э. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики к Морозову В. К. о взыскании ущерба, поступившее по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики к Морозову В. К. о взыскании ущерба в размере ... рублей ... коп. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики ( далее также- Инспекция) обратилась в суд с иском к Морозову В. К. о взыскании ущерба в размере ... рублей ... коп.
Требования мотивировала тем, что ответчик, будучи руководителем общества с ограниченной ответственностью " ... " ( далее также- Общество), уклонился от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений.
За эти действия он осужден, и приговор вступил в законную силу.
В судебном заседании представитель Инспекции требования поддержал, а Морозов В. К. иск не признал, ссылаясь на то, что Инспекция надлежащим истцом, а он надлежащим ответчиком по настоящему делу не являются, поскольку налоговый орган потерпевшим по уголовному делу не признан, а налогоплательщиком выступает Общество.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано Инспекцией на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав представителя Инспекции- Сидорову Е. В., поддержавшую жалобу, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие Морозова В. К., судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Отказывая в иске, суд первой инстанции среди прочего исходил из того, что ответчик- директор Общества среди прочего признан виновным за уклонение от уплаты налогов с организации в вышеуказанном размере путем включения в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организации, представленные данным юридическим лицом, заведомо ложных сведений.
При таких обстоятельствах фактически спор возник из налоговых правоотношений и неуплаченные суммы налога, в том числе и при совершении налогового преступления, не могут быть взысканы как убытки по нормам гражданского права.
Морозов В. К. плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организации не является, и взыскание налогов, не уплаченных Обществом, за счет личных средств ответчика на нормах законодательства о налогах и сборах не основано.
С этими выводами Инспекция не согласилась и в апелляционной жалобе указывает, что исполнительное производство по взысканию с Общества задолженности в связи с несвоевременной уплатой налогов окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Это свидетельствует о том, что решение налогового органа не будет исполнено, а у Общества отсутствует намерение его исполнять.
Районный суд также не учел, что данный гражданский иск вытекает из уголовного дела, а приговором суда установлено, что именно Морозов В. К. умышленно уклонился от уплаты налогов. Поскольку Инспекция просила взыскать ущерб в размере неуплаченной недоимки, а не налоги, как ошибочно полагает суд первой станции, то он должен быть взыскан с ответчика как с лица, чьими неправомерными действиями этот ущерб причинен.
Данные доводы отмену решения не влекут. В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре ( предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки ( п. 2 ст. 15).
Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода).
Из приведенных положений закона следует, что при разрешении возникшего спора следует руководствоваться указанным понятием убытков, а для возложения ответственности за причинение вреда на конкретное лицо необходимо одновременное наличие следующих условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда.
В данной ситуации это означает, что ответчик может нести ответственность за причинение ущерба в размере неуплаченной суммы налога в случае, если Общество имело реальную возможность уплатить данные налоги самостоятельно, но не сделало это исключительно из- за противоправных действий руководителя, за которые последний осужден.
Между тем такая совокупность условий из настоящего дела не усматривается. Как видно из приговора суда, вступившего в законную силу, Морозов В. К.- директор Общества признан виновным в том, что при составлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организации, представленных впоследствии в налоговый орган, в расчеты включил денежные суммы по сделкам, которые в действительности не совершались.
В результате этого за 2- 4 кварталы 2008 года, за 1- 4 кварталы 2009 года необоснованно получил налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, и исчислил этот налог в меньшем размере, чем причиталось с организации. А по налогу на прибыль организации за 2008- 2009 годы необоснованно отнес на расходы, уменьшающие доходы от реализации, несуществующие затраты на приобретение товаров и услуг.
В деле также имеется решение Инспекции N ... от 30 марта 2011 года, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе за 2008- 2009 годы. Этим же решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогам, в том числе по налогу на прибыль организации за 2008- 2009 годы, налогу на добавленную стоимость за 2- 4 кварталы 2008 года, за 1- 4 кварталы 2009 года.
Стороны настоящего дела не отрицали, и данное обстоятельство подтверждается представленными документами, что это решение Инспекции не исполняется, в том числе в принудительном порядке, т. к. Общество не имеет ни денежных средств, ни имущества для выплаты указанной недоимки и остальных платежей.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о неуплате Обществом налога в размере, указанном в иске, исключительно из- за виновных действий Морозова В. К., за которые он осужден, в деле нет, и данное обстоятельство при изложенных в настоящем определении обстоятельствах является достаточным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.