Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора г.Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности привести улично-дорожную сеть в соответствие с требованиями государственных стандартов, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 сентября 2013 г.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Новочебоксарск Курочкина К.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; прокурора Арюхиной Ю.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ о возложении обязанности привести улично-дорожную сеть г.Новочебоксарск, по проезду Тепличный от пересечения с улицей Коммунальная до старого кладбища, в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверкой установлено, что улично-дорожная сеть г.Новочебоксарск, по пр,Тепличный от пересечения с ул.Коммунальная до старого кладбища, требует ремонта. Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25 апреля 2013 г. на указанном участке улично-дорожной сети г.Новочебоксарск имеются разрушения покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (выбоины более 15х60х5 см, длина х ширина х глубина). Состояние вышеуказанного участка дороги, расположенного по проезду Тепличный от пересечения с ул.Коммунальная до старого кладбища, не соответствует установленным стандартам, в связи с чем безопасность дорожного движения на этом участке не обеспечивается, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Непринятие мер по ремонту вышеуказанного участка дороги г.Новочебоксарск может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий. В связи с чем, в целях безопасности дорожного движения, предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, следует произвести ремонт вышеуказанного участка дороги.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новочебоксарск Фуражников А.Ю. исковые требования прокурора поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Новочебоксарск Ольнова Е.И. в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать, суду пояснила, что администрацией г.Новочебоксарск проведен ямочный ремонт на данном участке. Приведение указанной дороги в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ Р 50597-93 не представляется возможным, поскольку требует определенной процедуры (выделение денежных средств, проведение аукциона и т.п.). Реконструкция дороги планируется в следующем году, на этот год денежные средства не выделены.
Третьи лица Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск, КУ Финансовое управление администрации г.Новочебоксарск явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 сентября 2013 г. постановлено:
"Обязать администрацию г.Новочебоксарска Чувашской Республики привести улично-дорожную сеть г.Новочебоксарск, по проезду Тепличный от пересечения с улицей Коммунальная до старого кладбища, в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью".
Указанное решение суда обжаловано представителем администрацией г.Новочебоксарск по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск, одной из основных задач которого является осуществление деятельности по вопросам безопасности дорожного движения. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на невозможность исполнения решения суда в настоящее время, указывая, что ремонт спорного участка дороги требует больших финансовых затрат, поскольку для восстановления дорожного покрытия по требованиям ГОСТа необходима реконструкция дороги. Город Новочебоксарск не располагает финансовыми ресурсами для проведения реконструкции в настоящее время. При этом администрация города фактически не оспаривает факт того, что спорная дорога подлежит ремонту, указывая, что Постановлением администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 15 августа 2012 г. N355 утверждена городская целевая программа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети г.Новочебоксарск Чувашской Республики на 2012-2015 гг. с прогнозом до 2020 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на участке улично-дорожной сети г.Новочебоксарск, по проезду Тепличный от пересечения ул.Коммунальная до старого кладбища, выявлены недостатки в содержании дороги: имеются разрушения покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (выбоины более 15x60x5 см, длина х ширина х глубина).
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25.04.2013. На основании вышеуказанного акта главе администрации г.Новочебоксарск выдано предписание N54 с установлением срока исполнения - до 06.05.2013 г.
Установив данные обстоятельства, учитывая требования Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. N221 и принимая во внимание, что согласно Уставу города Новочебоксарск осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Новочебоксарск и обеспечение безопасности дорожного движения входит в компетенцию органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными.
Согласно пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
В соответствии со ст.3 Федерального закона N196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Согласно п.3 ст.6 Федерального закона N196-ФЗ от 10.12.1995 г. к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности (п.3 ст.6).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона N196-ФЗ от 10.12.1995 г. ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п.п. 6, 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ).
При этом, как следует из п.6 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ, дорожная деятельность является деятельностью по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Кроме того, согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Указанная норма федерального закона корреспондирует с положениями п.5 ч.1 ст.8 Устава города Новочебоксарск, принятого решением Новочебоксарского городского собрания депутатов
Из письменных материалов дела и объяснений сторон судом установлено и не оспаривалось ответчиком наличие приведенных в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25.04.2013 г. недостатков и нарушений требований ГОСТ Р 50597-93 в отношении условий содержания указанной в иске улично-дорожной сети (дорог общего пользования местного значения в границах городского округа).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о возложении обязанности привести улично-дорожную сеть г.Новочебоксарск, по проезду Тепличный от пересечения с улицей Коммунальная до старого кладбища, в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 на администрацию города Новочебоксарск, учитывая, что ответчик является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить в рамках предоставленных ему полномочий безопасность дорожного движения на муниципальных дорогах города Новочебоксарск.
Судебная коллегия признает несостоятельным довод администрации о том, что она не является уполномоченным органом, обеспечивающим организацию безопасности дорожного движения. В силу приведенных выше правовых норм, администрация г.Новочебоксарск в рамках предоставленных ей полномочий по решению вопросов местного значения является органом, ответственным за организацию безопасности дорожного движения в пределах муниципального образования, следовательно, является надлежащим ответчиком.
Обстоятельство того, что решением Новочебоксарского городсого собрания депутатов ЧР утверждено Положение об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска ЧР, не свидетельствует о том, что Администрация г. Новочебоксарск является ненадлежащим ответчиком по делу. Как следует из положения, Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска ЧР подотчетно главе Администрации г. Новочебоксарск, финансирование деятельности полностью осуществляется за счет средств бюджета г. Новочебоксарск. Более того, материалами дела подтверждается, что администрация г. Новочебоксарск является заказчиком в сфере осуществления деятельности по обеспечению содержания указанной дороги.
Отсутствие (недостаточность) у муниципального образования финансовых ресурсов для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, для исполнения обязанностей, возложенных на него федеральными законами, а равно, для осуществления уставной деятельности по решению вопросов местного значения в области контроля за использованием автомобильных дорог и их сохранностью, также не может являться основанием к отказу прокурору в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования всех обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 сентября 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.