Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Блиновой М.А.,
при секретаре Егоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Коршунова В.М. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Коршунова В.М. - Пастухова В.Г. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2013 года, которым постановлено:
"В иске Коршунова В.М. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истца Коршунова В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коршунов В.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В период с ... истец Коршунов В.М. проходил военную службу по призыву в Республике Афганистан. На основании ордера от 26 февраля 1992 года N 149 истец с супругой ... и дочерьми ... проживает в ... квартире ... , которая по договору передачи от 16 февраля 2010 года N 130 передана в собственность супруги и дочери ... в равных долях. С августа 2001 года истец состоит в администрации г.Канаш Чувашской Республики на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в льготной очереди. Несмотря на то, что истец обладал правом на первоочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен, в связи с чем полагает, что администрация г.Канаш Чувашской Республики обязана предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец Коршунов В.М. и его представитель Пастухов В.Г.
исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Коршунова В.М. - Пастуховым В.Г. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося в судебное заседание истца Коршунова В.М., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании ордера от 26 февраля 1992 года N 149 истец Коршунов В.М. с супругой ... и дочерьми ... зарегистрированы и проживают в ... квартире ...
Согласно справке администрации г.Канаш Чувашской Республики от 3 апреля 2013 года N 1601 Коршунов В.М., являющийся участником боевых действий в Афганистане, с 2 августа 2001 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включен в список граждан, вставших на учет на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также включен в льготную очередь.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Коршунова В.М. о возложении на администрацию г.Канаш Чувашской Республики обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2).
Между тем, Коршуновым В.М. не представлено доказательств того, что он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, при этом вышеприведенной статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального
найма во внеочередном порядке гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Коршунова В.М. о предоставлении ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, поскольку администрация г.Канаш Чувашской Республики не наделена государственными полномочиями по реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий.
Так, на момент принятия Коршунова В.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях действовал Жилищный кодекс РСФСР, статья 36 которого предусматривала (в отличие от общего правила очередности предоставления жилья в зависимости от времени принятия на учет) первоочередное предоставление жилых помещений определенным категориям граждан по льготным спискам, не устанавливая, как правило, конкретный срок предоставления жилых помещений таким категориям граждан.
При этом статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР были определены категории граждан, которым жилые помещения предоставлялись вне очереди (без учета какой-либо очередности).
Согласно названным нормам право первоочередного и внеочередного предоставления жилых помещений могло быть предоставлено не только указанным в этих статьях категориям граждан, но и в других случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом "ж" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" было постановлено предоставить военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, право на первоочередное обеспечение жилой площадью, а признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, - на обеспечение жилой площадью вне очереди.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", действовавшего в редакции до 1 января 2005 года, также было предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Действующий с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности первоочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, определяя в части 1 статьи 57, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем, согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В силу положений пункта 2, подпункта 3 пункта 3 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки ветеранам боевых действий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, к числу которых отнесены ветераны боевых действий, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.
Форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены в статье 11.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений", согласно которой мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, к числу которых отнесены ветераны боевых действий, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики (часть 1); жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2).
В соответствии с частью 5 статьи 11.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно Порядку предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от
16 ноября 2007 года N 289, полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий возложены на органы государственной власти Чувашской Республики, при этом органам местного самоуправления такие полномочия не передавались.
Таким образом, не имеется оснований для возложения на администрацию г.Канаш Чувашской Республики обязанности по предоставлению истцу как ветерану боевых действий во внеочередном порядке жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, указанным в исковом заявлении, и повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истца Коршунова В.М. - Пастухова В.Г. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.