Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.,
судей: Сиюхова А.Р. и Шишева Б.А.,
при секретаре Панеш С.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея на решение Майкопского районного суда от 03 сентября 2013 года, которым постановлено:
удовлетворить требования Дорганевой "данные изъяты".
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея включить Дорганевой Наталье Алексеевне в стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы в высшем учебном заведении - Адыгейском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1987 по 30 июня 1991 года.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея назначить Дорганевой "данные изъяты" досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности начиная с 20 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., мнение истца Дорганевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорганева Н.А. обратилась с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении в стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды учёбы в высшем учебном заведении. В обоснование указала, что в 20 июня 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако 27 июня 2013 года ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него необходимого педагогического стажа. При этом время обучения в высшем учебном заведении не включено в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Данный отказ считает необоснованным, противоречащим закону. Просила суд обязать ответчика включить в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период обучения в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1987 по 30 июня 1991 год и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 20 июня 2013 года.
В судебном заседании истец Дорганева Н.А. поддержала уточненные требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея Софоян Л.М. иск не признала, просила в удовлетворении отказать.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на существенные нарушения норм материального права. Обращает внимание, что суд применил закон, не подлежащий применению, так как Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу 01 октября 1993 года. Кроме того, действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода обучения в высшем учебном заведении в специальный стаж работы, что подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 N 70 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В возражении на апелляционную жалобу, истец Дорганева Н.А. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 27 июня 2013 года Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея Дорганевой Н.А отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период обучения в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1987 по 30 июня 1991 год.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (Правила 2002 года).
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П, введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.01.2002 г. нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорный период работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Анализ такого разъяснения позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на введение с 01.01.2002 г. нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде. Принцип правовой определенности, в данном случае, состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.
Таким образом, в спорный период действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данным постановлением были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В судебном заседании также установлено, что истец Дорганева Н.А. проходила обучение в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1987 по 30 июня 1991 год, что подтверждается копиями диплома и трудовой книжки (л.д. 11,14).
Разрешая предъявленные требования, суд первой инстанции верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что требования истца Дорганевой Н.А. подлежат удовлетворению.
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период обучения истца в ВУЗе действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно следовала педагогическая деятельность.
Таким образом, период обучения истца в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1987 по 30 июня 1991 год относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ответчика о неверном применении положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившим силу с 01 октября 1993 года, является несостоятельным. Исходя из анализа вышеприведенного законодательства, период обучения истца в педагогическом учебном заведении подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.Ш. Бзегежева
Судьи: А.Р. Сиюхов
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.