Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.
судей: Панеш Ж.К. и Сиюхова А.Р.
при секретаре - Киреевой И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Кошехабльский район" на решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 19.08.2013 г., которым постановлено:
иск Берзегова ФИО12, действующего в интересах Берзегова ФИО13 к администрации муниципального образования "Кошехабльский район" об обязании администрацию муниципального образования "Кошехабльский район" приобрести для предоставления Берзегову ФИО14 помещение общей площадью не менее 36 кв.м., удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образовании "Кошехабльский район" предоставить Берзегову ФИО15 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18 квадратных метров, но не более 36 квадратных метров, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам.
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Кошехабльский район" Остапенко Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Блягоз А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Берзегов Б.К. обратился в суд в защиту интересов Берзегова З.К. с иском к администрации МО "Кошехабльский район" и Министерству регионального развития Российской Федерации, в котором просил признать бездействие администрации МО "Кошехабльский район" по предоставлению жилого помещения незаконным и взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации за счет казны Российской Федерации единовременную выплату на приобретение жилья в размере 858 600 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель истца - Блягоз А.С. исковые требования своего доверителя изменил и просил суд обязать администрацию МО "Кошехабльский район" приобрести для предоставления Берзегову З.К. жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м. При этом указал, что Берзегов З.К. страдает тяжелой формой хронического заболевания и в отношении него установлена инвалидность. Решением Комиссии по жилищным вопросам администрации МО "Кошехабльский район" Берзегов З.К. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории граждан из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую помощь, а также на внеочередное получение жилого помещения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми (формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку Берзегов З.К. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое делает невозможным совместное проживание с ним в одной квартире и предоставляет право на дополнительную жилую площадь, а также учитывая, что при предоставлении жилой площади в размере 18 кв. метров будет нарушаться его право именно на дополнительную жилую площадь, то считает, что норму предоставления жилой площади при определении размера единовременной выплаты, следует увеличить в два раза ? до 36 кв.м. Следовательно, общая норма предоставления жилой площади при определении единовременной выплаты должна составлять - 36 кв. м.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО "Кошехабльский район" Байкулова К.К. суду пояснила, что бюджет администрации муниципального образования "Кошехабльский район", является дотационным, и учитывая тот факт, что Берзегов З.К. был принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 01 июля 2013 года, исключает какую-либо возможность немедленно предоставить жилое помещение истцу за счет собственных средств, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Кошехабльский район" просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска Берзегова Б.К., ссылаясь на незаконность принятого решения. Указывает, что администрация муниципального образования "Кошехабльский район" не имеет в собственности жилищного фонда социального использования, а строительство муниципального жилья для последующего его предоставления по договорам социального найма, как и его приобретение не представляется возможным, так как бюджет администрации является дотационным. Полагает, возможным обеспечить Берзегова З.К. вне очереди жилым помещением путем взыскания единовременной выплаты на приобретение жилого помещения с Министерства регионального развития Российской Федерации, как с надлежащего ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Судом установлено, что Берзегов З.К., является инвалидом II группы бессрочно и находится на диспансерном учете у "данные изъяты" по поводу заболевания. С 2007 года данное заболевание дает инвалиду право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения, как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Кроме того, Берзегов З.К., на основании распоряжения главы администрации МО "Кошехабльский район" N-р от ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации района в списке граждан, имеющих инвалидность по "адрес" в общем списке по "адрес".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Берзегов З.К. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005 года, то он должен обеспечиваться жилой площадью в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне. Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.
Поскольку заболевание, которым страдает Берзегов З.К., входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на внеочередное обеспечение жилым помещением, является правомерным.
Согласно абзацу десятому части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципальногожилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда(пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 14, ч.2 п.З ст. 19 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Анализ вышеизложенных законоположений, позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанции обоснованно посчитал администрацию МО "Кошехабльский район" надлежащим ответчиком, возложив на нее обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования "Кошехабльский район" не имеет в собственности жилищного фонда социального использования и возможности приобретения жилья, так как бюджет администрации является дотационным, не состоятельны, поскольку не имеют юридического значения для правильного разрешения данного дела.
Согласно статьи 31 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), в связи с чем требования истца являются обоснованными.
В материалах дела имеются сведения, подтверждающие выводы суда, которые сомнения у судебной коллегии не вызывают.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда вынесено при правильном применении норм материального права с соблюдением норм процессуального закона и основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ для его отмены либо изменения не усматриваются.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 19.08.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Н.Ш. Бзегежева
Судьи: Ж.К. Панеш
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.