Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей - Козырь Е.Н., Богатыревой Е.В.,
при секретаре судебного заседания - Гвашевой Б.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Нагорного "данные изъяты" на решение Красногвардейского районного суда от 6 марта 2013 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении искового заявления Нагорного "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Красногвардейский район" об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., объяснения представителя истца Нагорного В.В. - Дерябиной Г.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации муниципального образования "Красногвардейский район" Клиновой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нагорный В.В. обратился в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства и признании за ним права собственности на наследственное имущество. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отчим - ФИО3, который до дня смерти проживал в зарегистрированном браке с его матерью - ФИО2 Похоронив с матерью своего отчима и проведя необходимые ритуальные услуги, таким образом его мать фактически приняла оставшееся после смерти мужа наследство в виде земельной доли, расположенной в границах бывшего "адрес" площадью 0,5 га сельскохозяйственных угодий, а также денежные вклады и компенсации, хранящиеся в "адрес" N/ "адрес" и в "адрес" N в "адрес" Республики Адыгея, неполученной пенсии и компенсации в "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО2 После её смерти он взял себе в качестве наследства семейный архив и ценные её вещи, то есть фактически принял оставшееся после матери наследство, доставшееся ей после смерти её мужа - ФИО3 Однако ввиду того, что он пропустил установленный законом шестимесячный срок для оформления наследства, не может получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство, оставшееся после смерти ФИО2 и отчима ФИО3 Учитывая это, просил суд установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти матери ФИО2 и ФИО3 в виде земельных долей и денежных вкладов, хранящихся в Сбербанке РФ, и признать за ним право собственности на указанное имущество.
Решением Красногвардейского районного суда от 6 марта 2013 года в удовлетворении иска Нагорного В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Нагорный В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленный им иск в полном объеме. Доводы жалобы мотивирует тем, что суд не дал должной оценки представленным им доказательствам, свидетельствующим о совершении им действий, направленных на фактическое принятие наследства, в частности того, что он принял принадлежащие ей личные вещи, семейный архив и вступил в управление наследственным имуществом. Тем самым, считает, что суд допустил нарушение норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, являются основанием для отмены решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Красногвардейского района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Решение является законным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ??, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Между тем, из содержания оспариваемого решения следует, что оно не отвечает требованиям приведенных норм ГПК РФ.
Принимая по делу решение об отказе в установлении факта принятия наследства, суд первой инстанции сослался на то, что Нагорный В.В. не представил суду доказательств, свидетельствующих о совершении им каких-либо действий, направленных на фактическое принятие наследства, оставшегося после смерти отчима и матери. Учитывая показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, суд также указал, что земельными паями наследодателей с 2008-2009 годы никто не распоряжался.
Однако судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что ФИО3 - отчим истца, умер ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2 - мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес" (л.д. 9,11).
После смерти ФИО3 осталось имущество в виде земельной доли, а также денежных вкладов находящихся в "адрес". После смерти ФИО2 также осталось имущество в виде земельной доли, и денежных вкладов, находящихся в том же "адрес"
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 36 своего Постановления от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Из дела усматривается, что после смерти ФИО3 его жена, ФИО2, проживающая с ним на момент его смерти, являлась его единственным наследником и фактически приняла часть принадлежащего ему имущества, в том числе его личные вещи, вещи домашнего обихода, правоустанавливающие документы на принадлежащее ему имущество.
После смерти ФИО2 её сын и единственный наследник - ФИО1, похоронив её, также фактически принял часть наследства, состоящего из личных вещей, вещей домашнего обихода и правоустанавливающих документов на имущество ФИО2 и ФИО3
Из протокола судебного заседания от 14 августа 2013 года Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области о допросе в качестве свидетеля ФИО8 усматривается, что Нагорный В.В. после смерти отчима ФИО3 взял принадлежавшие последнему вещи, а именно, "данные изъяты", принадлежавшие ФИО2 Также Нагорный В.В. принял документы на принадлежавшее умершим имущество: "данные изъяты" на имя ФИО2 Кроме этого, Нагорный В.В., с целью получить арендную плату за сельскохозяйственные земли, принадлежавшие его матери и отчиму за период с 2008 по 2011 годы, созванивался с бухгалтером сельскохозяйственной организации - арендатора указанных земель, и в разговоре с ней сообщил о своих намерениях и правах на имущество. При этом свидетель ФИО8 пояснила, что других наследников, кроме Нагорного В.В. у ФИО3 и ФИО2 нет.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает установленным факт принятия Нагорным В.В. наследства, оставшегося после смерти его отчима и матери, поскольку он доказал в суде факт того, что после смерти наследодателей им были совершены действия, направленные на распоряжение и пользование наследственным имуществом, в которых проявилось его отношение к наследству как к собственному имуществу.
Принимая во внимание несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, которые в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ являются основанием для отмены решения суда, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении иска Нагорного В.В.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2. ст. 328, ст. 329, п. 3ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда от 6 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Нагорного "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Красногвардейский район" об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.
Признать за Нагорным "данные изъяты" право собственности на земельные доли 1,0 га сельскохозяйственных угодий в границах "адрес" кадастровый номер N, находящейся в общедолевой собственности.
- 55600/8673600 доли в праве на земельный участок сельхозназначения для сельскохозяйственного производства, пашни 8673600, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N, общей площадью 8950300 кв.м., находящиеся по адресу: "адрес"", бригада N 1, поля NN 2,3,4,5,7,10 и бригада N 2 поля NN 1к,2,2к,3к,4,5 согласно свидетельствам серия N N от 10.11.2006 года и серия N N от 10.11.2006 года.
- денежные вклады и компенсации в "данные изъяты" N/ "адрес", а также в дополнительном офисе "данные изъяты" N "адрес" Республики Адыгея на имя ФИО2 и ФИО3.
- неполученной пенсии и положенных по закону ритуальных выплат в Управлении пенсионного фонда РФ по "адрес" в "адрес" на имя ФИО2 и ФИО3.
Председательствующий - Р.А. Хапачева
Судьи - Е.Н. Козырь
Е.В. Богатырева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.