Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей - Богатыревой Е.В. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Хаджемуковой М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 24 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Атаманченко ФИО10 к администрации МО "Город Майкоп" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на его приобретение - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 26 сентября 2012 года, утверждённое распоряжением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 28 сентября 2012 года 2626-р, об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Учёт малоимущих и иных, определённых федеральными законами или законами Республики Адыгея категорий граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений" в принятии Атаманченко ФИО11, 15 сентября 1992 года рождения, на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Муниципальное образование " "адрес"" признать истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Включить Атаманченко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 14.09.2012г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Атаманченко ФИО13 - отказать.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Министерства образования и науки РА - Кайтуковой С.И. (по доверенности) полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя истца Атаманченко Е.И. - Нубарян Н.Д. (по доверенности) поддержавшего доводы апелляционной жалобы по принятому решению суда первой инстанции, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Атаманченко Е.И. обратился в суд с иском и просил признать решение комиссии по жилищным вопросам от 26.09.2012 г. об отказе ему в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязать ответчиков признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящегося к категории детей сирот, включить его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жило помещения в собственность и взыскать с ответчика безвозмездную субсидию в размере 787050 руб. При этом указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ году в "адрес" Республики Адыгея. Его мать лишена родительских прав по решению Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 25.12.2000 года. Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ N сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. В период с 05.01.2001 года по 01.09.2008 года находился на содержании в ГКОУ "адрес" а. "адрес" на полном государственном обеспечении. В настоящее время временно зарегистрирован по месту жительства в "адрес". Жилья не имеет. Обратился администрации МО "Город Майкоп" с заявлением в постановке на учет в качестве граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в постановке на учет ему было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства на территории муниципального образования "Город Майкоп". Полагает, что решение жилищной комиссии незаконно, поскольку нарушает его права. В судебном заседании представитель истца полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения исковых требований, в связи с введением с 01.01.2013 года нового правового регулирования отношений по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Атаманченко Е.И. - Нубарян Н.Д. просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Атаманченко Е.И. и принять по делу в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования Атаманченко Е.И. и об обязании Министерства образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО "Город Майкоп" субвенцию, а Администрацию МО "Город Майкоп" предоставить истцу социальную выплату на приобретение жилья в размере 787 050 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку в апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа ему в удовлетворении требования о взыскании в его пользу безвозмездной субсидии на приобретение жилья, то судебная коллегия рассматривает постановление суда первой инстанции только в этой части.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 1 ст. 4 данного закона указано, что он вступает в силу с 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу приведенных норм, основанием возникновения права на жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникает после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования. Кроме того, указанные лица могут реализовать свое право путем постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во взыскании безвозмездной субсидии на приобретение жилья, поскольку Атаманченко Е.И. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до января 2013 г., в связи с чем на него не могут распространяться требования Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции до 29.02.2012 г., так как именно решением Майкопского городского уда от 24.01.2013 г. Атаманченко Е.И. был поставлен на учет, а, следовательно, право на обеспечение его жильем у него возникает после постановки на учет, то есть в 2013 г.
Ввиду того, что в настоящее время субсидии на приобретение жилья для этой категории граждан действующим законом не предусмотрены, поскольку веден иной порядок правового обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, то суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований в этой части.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении истцу во взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд, правильно, применил указанные нормы материального права, обоснованно установил, что поскольку истец не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 год, то предоставление ему жилого помещения должно осуществляться в соответствии с новым правовым регулированием, действующим с 1 января 2013 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности состоявшегося по делу судебного решения и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 24 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Хапачева Р.А.
Судьи - Богатырева Е.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Председательствующий - Р.А. Хапачева
Судьи - Е.В. Богатырева
Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.