Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей - Богатыревой Е.В. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Кушу Э.Э.,
с участием прокурора Корчевникова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО " "адрес"" на решение Майкопского районного суда от 29 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора "адрес" Республики Адыгея в интересах Ратникова ФИО13 к администрации МО " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации муниципального образования " "адрес"" субвенцию, а администрацию муниципального образования " "адрес"" предоставить Ратникову ФИО14, "данные изъяты", социальную выплату на приобретение жилья для семьи, состоящей из одного человека в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 787 050 (семьсот восемьдесят семь пятьдесят) рублей.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения помощника прокурора Республики Адыгея Корчевникова Д.А. и Ратникова С.С.,, полагавших решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя МО "адрес" Подурян К.Н. (по доверенности), полагавшего решение суда законным, представителя Министерства образования и науки РА - Кайтуковой С.И. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Республики Адыгея в интересах Ратникова С.С. обратился в районный суд с иском к администрации муниципального образования " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании за счет субвенции социальной выплаты на приобретение жилья в размере 787 050 рублей. При этом указал, что Ратников С.С. относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. С 25.12.2009 на основании Распоряжения главы муниципального образования " "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ Ратников С.С. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи, с чем полагает, что Ратников С.С. вправе получить социальную выплату на приобретение жилья. В связи, с чем обратился в защиту нарушенного права. В судебном заседании помощник прокурора "адрес" уточнил заявленные требования и просил обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации муниципального образования " "адрес"" субвенцию, а администрацию муниципального образования " "адрес"" предоставить Ратникову С.С. социальную выплату на приобретение жилья в размере 787 050 рублей. Просил полностью удовлетворить заявленные требования.
Ратников С.С. поддержал заявленные прокурором "адрес" исковые требования и просил предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья для семьи, состоящей из одного человека в размере 787 050 рублей.
Представитель Администрации МО " "адрес"" возражала против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что на счетах администрации МО " "адрес"" отсутствуют денежные средства.
Представитель администрации МО "адрес" в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора "адрес" в интересах Ратникова С.С.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседания не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Управления образования администрации МО " "адрес"" извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик министерство образования и науки Республики Адыгея просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" в интересах Ратникова С.С. отказать. В обоснование своих доводов указали, что суд не учел изменения, внесенные Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым социальные выплаты на приобретение жилья не предусмотрены.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы прокурора "адрес" полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 1 ст. 4 данного закона указано, что он вступает в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела прокурор "адрес" Республики Адыгея в интересах Ратникова С.С. обратился в суд с иском к администрации МО " "адрес"" и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья ДД.ММ.ГГГГ2 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать обращение такого лица в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно абз.2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Ратников С.С. с 25.12.2009 г. на основании Распоряжения главы МО " "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей".
Следовательно, Ратников С.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в улучшении в жилищных условий, имеет право как на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так и на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Адыгея от 25.05.2005 N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено две формы реализации права, а именно получения жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости при рассмотрении дела руководствоваться законодательством, действующим на момент обращения в суд.
В связи с чем судебная коллегия считает, что для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как следует из пункта 9 статьи 8, не имеет правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в законе, действующем на момент обращения в суд.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о необходимости обязательного применения норм ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего закона, является ошибочным, нарушающими закрепленными в Конституции РФ права граждан и не основаны на законе, поскольку действующее законодательство в данной сфере правового регулирования предусматривает предоставление субсидии или жилого помещения указанным лицам вне очереди и предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности состоявшегося по делу судебного решения и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда от 29 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Хапачева Р.А.
Судьи - Богатырева Е.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.