Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Шинжиной С.А., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
при участии прокурора - Юркиной Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования "Турочакский район" Самохваловой А.А. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах Толпышева Б.Б. удовлетворить.
Администрацию муниципального образования "Турочакский район", в лице главы муниципального образования "Турочакский район", обязана предоставить Толпышеву Б.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в селе "адрес" Республики Алтай в размере и порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством по реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района обратился в Турочакский районный суд в интересах Толпышева Б.Б. с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Турочакский район" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В обоснование требований истец указал, что Толпышев Б.Б. остался без попечения родителей в связи со смертью отца ДД.ММ.ГГГГ, мать лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Толпышев Б.Б. находился на полном государственном обеспечении в "данные изъяты". В ДД.ММ.ГГГГ года Толпышев Б.Б. был исключен из названого учреждения по достижению 18 летнего возраста. На момент утраты родительского попечения, жилья в собственности не имел. Толпышев Б.Б. относится к категории детей-сирот, и, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, по окончании опеки имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Администрацией Турочакского района с ДД.ММ.ГГГГ Толпышев Б.Б. признан нуждающимся в предоставлении жилья. До настоящего времени Администрация не обеспечила ее жилым помещением, чем грубо нарушает его жилищные права.
Суд вынес решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных прокурором Турочакского района требований просит представитель Администрации Муниципального образования "Турочакский район" Самохвалова А.А., указывая, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Апеллянт, в подтверждение своих доводов, ссылается на то, что судом не приняты во внимание доводы о том, что удовлетворение требований истца может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, и поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья более ранним сроком, Толпышев Б.Б. в списке учета детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, значится под номером 62. Кроме того, с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц претерпел значительные изменения, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ утратил силу, ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в новой редакции, не предусматривающей право детей-сирот и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО "Турочакский район" Самохвалову А.А. поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, прокурора Юркину Ю.В. и Толпышева Б.Б., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционная коллегия находит решение Турочакского районного суда Республики Алтай подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право при отсутствии жилого помещения на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно Закону Республики Алтай от 15 июня 2006 года "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей", муниципальные образования районов Республики наделены указанными полномочиями, в том числе и по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Государство и его органы, принявшие на себя обязательство по обеспечению прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обстоятельства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнениия государством и его органами принятых обязательств.
Из материалов дела усматривается, что Толпышев Б.Б., родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью значится Т.Л.И., отцом значится Т.А.Д ... Согласно справки о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС администрации Турочакского района, Т.А.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно судебному решению от ДД.ММ.ГГГГ, Т.Л.И. лишена родительских прав в отношении сына Толпышева Б.Б..
Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Толпышев Б.Б. относится к категории детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умер единственный родитель.
Согласно справке Турочакского сельского поселения, Толпышев Б.Б. зарегистрирован в "адрес" Республики Алтай по "адрес".
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, Толпышев Б.Б. обучался в "данные изъяты" и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением из Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено отсутствие у Толпышева Б.Б. жилья по месту его регистрации.
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией МО "Турочакский район", Толпышев Б.Б. поставлен на учет на получение жилой площади как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
В списке учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий по Турочакскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном Администрацией МО "Турочакский район" под номером N значится Толпышев Б.Б., дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай, правильно оценил все обстоятельства дела и пришел к правильному выводу о том, что Администрация МО "Турочакский район" признала Толпышева Б.Б. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, по состоянию на момент рассмотрения гражданского дела, свою обязанность не выполнила, из списка лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, не исключила. Право на получение жилого помещения за Толпышевым Б.Б. сохраняется до выполнения обязанности органа местного самоуправления по его предоставлению.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам жалобы представителя администрации МО "Турочакский район" о том, что удовлетворение требований истца может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, и поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья более ранним сроком, обоснованно опровергнуты судом приведенными в решении доводами, сомневаться в правильности которых у апелляционной коллегии оснований не имеется.
Между тем, вышеуказанный довод апеллянта не является основанием для отмены оспариваемого судебного решения, поскольку в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Положения перечисленных норм не содержали указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Судом первой инстанции установлено, что сведений о закреплении за Толпышевым Б.Б. жилого помещения не имеется.
Статья 7 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете, с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом. Обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникшие из судебных решений, вступивших в силу до 1 января 2013 года, подлежат исполнению путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения либо предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, ч. 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции N 51 от 04 октября 2010 года) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из изложенного следует, что законодательством, действующим на момент постановки Толпышева Б.Б. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определялись органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Так, Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316 (в редакции N 4 от 09 октября 2009 года) было утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении из содержания которого усматривается, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Администрация МО "Турочакский район" признала Толпышева Б.Б. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, свою обязанность не выполнила, из списка лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, Толпышева Б.Б. не исключила, за последним сохраняется право на получение жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции N 16 от 27 июля 2010 года) и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции N 7 от 17 декабря 2009 года) до выполнения обязанности по его предоставлению Администрацией МО "Турочакский район".
Доводы жалобы о том, что удовлетворение требований истца может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, что и Толпышев Б.Б. и поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья более ранним срок, также не могут служить основаниями к отмене оспариваемого решения по делу, поскольку ст. 57 ЖК РФ (в редакции N 16 от 27 июля 2010 года) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Из материалов дела видно, что отец истца Т.А.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца Т.Л.И. была лишена родительских прав судом ДД.ММ.ГГГГ. Истец, проживая на территории Турачакского района, остался без попечения родителей и с ДД.ММ.ГГГГ года находился на полном государственном обеспечении в "данные изъяты"". Согласно справке, подписанной заместителем главы администрации МО "Турочакский район", ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени муниципальным жильем истец не обеспечен, с жилищного учета не снят.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что основания для возложения на администрацию МО "Турочакский район" обязанности по предоставлению Толпышеву Б.Б. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных социальных норм в селе "адрес" Республики Алтай в размере и порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством по реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеются.
Позиция администрации МО "Турочакский район", изложенная в жалобе, основана на неправильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными и во внимание судебной коллегии не принимаются.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон, что привело к принятию законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "Турочакский район" Самохваловой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи С.А. Шинжина
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.