Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.
судей Таратановой Л.Л.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Р.Ю.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Орджоникидзевскому району г. Уфы на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 сентября 2013 года, которым постановлено:
Обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому району г. Уфы оформить документы для выплаты в порядке, предусмотренном законодательством, Захарову М.Н. единовременной суммы задолженности возмещения вреда здоровью в размере ... руб. 86 коп.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому району г. Уфы установить Захарову М.Н. с 1 июля 2013 года ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в размере ... руб. 80 коп. бессрочно, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захаров М.Н. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Орджоникидзевскому району г. Уфы о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности.
В обоснование своих требований указал, что он на основании удостоверения от дата имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Заключением МСЭК от дата ему была установлена 3-я группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанно с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Он полагает, что имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием на основании Закона РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ". Однако ответчиком в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью, было отказано, данный отказ считает незаконным. В связи с чем, просил обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому району г. Уфы оформить документы для выплаты в порядке предусмотренном законодательством единовременную сумму задолженности возмещения вреда здоровью в размере 26086 руб. 86 коп. и установить ему с 1 июля 2013 года ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в размере 2949 руб. 80 коп. бессрочно, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Орджоникидзевскому району г. Уфы в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что на граждан из подразделения особого риска законодательством не распространяется право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Орджоникидзевскому району г. Уфы - К.Е.А. представителя Захарова М.Н.- И.Р.Р. судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Судом установлено, что Захаров М.Н. является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1, что подтверждается удостоверением, выданным Комитетом ветеранов подразделений особого риска дата года.
Согласно заключению МСЭК от дата ему была установлена 3-я группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанно с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Захаров М.Н. обратился в Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Орджоникидзевскому району г. Уфы с заявлением о назначении компенсационных выплат, в чём ему дата было отказано.
Разрешая спор по существу, суд пришёл к правомерному выводу о том, что отказ Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Орджоникидзевскому району г. Уфы в назначении Захарову М.Н. ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью является незаконным, по следующим основаниям.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 в действующей редакции, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.
В пункте 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" указано, что в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, действие Закона РСФСР от 15.05.1991 распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.03.2010 года N 296-О-П "По жалобе гражданина Б. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", положения пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 01.01.2005, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления.
Верховный Суд РФ в п. 17.1 Постановлении Пленума от 14.12.2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснил, что после вступления в силу Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. К ним, в частности, относятся граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Изменения и дополнения, расширявшие круг льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вносимые впоследствии в базовый Закон, не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций, гарантированных этим Законом, и другим категориям пострадавших, на которые ранее было распространено действие базового Закона. Указанное в полной мере распространяется на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поскольку они по своему правовому положению в части возмещения вреда здоровью были приравнены законодателем к лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1). Учитывая эти обстоятельства, суды не вправе отказывать в удовлетворении требований названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия о предоставлении им указанных льгот и компенсаций, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 01.01.05 инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных п. 2 названного Постановления, а на лиц, перечисленных в п. 7 Постановления Верховного Совета РФ от 18.06.92 N 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.96 N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 17.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.00 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 27.12.91, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Конституционный Суд РФ в ряде определений, в том числе от 07.10.05 N 385-О, 01.03.10 N 296-О-П, неоднократно высказывался, что положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в ред. ст. 9 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) и статьи 9 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по их конституционно-правовому смыслу на основании выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1.
Таким образом, руководствуясь вышеперечисленными нормами, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 N 2123-1, подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.
Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с пунктом 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 965-О-П положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Таким образом, поскольку истец в установленном порядке признан ветераном подразделений особого риска и ущерб его здоровью причинен при прохождении им срочной службы в армии, и связано с непосредственным участием в подразделений особого риска, то суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Как следует из материалов дела, вред здоровью истца причинен радиационным излучением, имевшим место до вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Орджоникидзевскому району г. Уфы за счет средств федерального бюджета в выплате истцу ежемесячной денежной компенсации является законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой данной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок выплат за счёт казны Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В соответствии с Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.04.2004 "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу 29.05.2004, данные выплаты ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 04.12.2012 N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 3 группы определен в сумме ... рублей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть установлен с дата в размере ... рублей, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Поскольку, Захаров М.Н. с заявлением о назначении данной денежной компенсации в Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому району г. Уфы о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью обратился дата, то суд пришел к правильному выводу о том, что сумма задолженности возмещения вреда подлежит взысканию в порядке ст. 208 ГК РФ не более чем за три предыдущих года с момента обращения в суд.
Конституционный Суд РФ своим Определением от 03.11.2006 года N445-0 разъяснил конституционно-правовой смысл положений статьи 208 ГК РФ и указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепляющий в статье 196 общий трехлетний срок исковой давности, позволяет защитить нарушенное право и вне рамок сроков исковой давности. В его статье 208 перечисляются требования, на которые исковая давность не распространяется, включая как требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ (кроме случаев, предусмотренных законом), так и требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Тем самым федеральный законодатель предусмотрел специальное нормативное обеспечение правовых гарантий защиты прав граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью. Одной из его составляющих является положение о том, что соответствующие требования, предъявленные даже по истечении сколь угодно длительного периода времени с момента возникновения права на возмещение вреда, подлежат удовлетворению не только на будущее время, но и за прошлое время, однако не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Таким образом, судом правильно произведен расчет единовременной суммы задолженности возмещения вреда здоровью в размере ... рублей 86 копеек за период с дата по дата г., подлежащая выплате Захарову М.Н.
При таких обстоятельствах, судом вынесено обоснованное и законное решение, оснований для отмены решения не имеется.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Орджоникидзевскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Таратанова Л.Л.
Хайрутдинов Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.