Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.
судей Таратановой Л.Л.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Р.Ю.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прокофьевой Л.Л. на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокофьевой Людмилы Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан от дата N ... об отказе в назначении Прокофьевой Л.Л. досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в должности фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ адресной больницы, назначении досрочной трудовой пенсии с дата отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокофьева Л.Л. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
В обоснование своих требований указала, что решением ГУ - УПФ в ... районе РБ N ... от дата ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Пенсионный орган засчитал ей в стаж лечебной деятельности 18 лет 6 месяцев 4 дня. При этом в специальный стаж не были включены следующие периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в должности фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ Иглинский ЦРБ, в общей сложности 6 лет 1 месяц 17 дней. С этим решением она не согласна, поскольку указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. На момент обращения в пенсионный орган - дата её стаж составлял 24 года 7 месяцев 21 день, право на пенсию возникло у неё с дата, поэтому просила отменить решение пенсионного органа от дата N ... в части не включения оспариваемых периодов в стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, засчитать указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дата.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Прокофьева Л.Л. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку судом неверно определены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела и доказательствам не дана надлежащая оценка.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Прокофьеву Л.Л., поддержавшую жалобу, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Иглинском районе РБ - К.А.С. полагавшего решение правильным, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Прокофьева Л.Л. в период с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата работала в должности фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ Иглинский ЦРБ.
Как следует из материалов дела, дата Прокофьева Л.Л. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Иглинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по п. 1 ст. 20 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Иглинском районе РБ N ... от дата Прокофьевой Л.Л. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Пенсионным органом установлен стаж лечебной деятельности, который составляет 18 лет 6 месяцев 4 дня. В специальный стаж не были включены периоды работы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в должности фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ Иглинский ЦРБ, поскольку указанные периоды не предусмотрены вышеназванным Списком.
Списки соответствующих должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ. В настоящее время, с 13.11.2002 г., действуют Списки должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории РФ с 01.11.1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, данной в Определении от 19.03.2009 г. N 310-О-О после принятия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01.11.1999 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, действующее после 01.11.1999 г. законодательство, которое не относит должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ССМП к должностям, дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии, основано на анализе объективных данных изменения оценки профессиональной деятельности и не нарушает конституционные требования.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрена "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Данным приказом также утверждены положения по данной должности (приложение N10).
В соответствии с Положением "О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.
Как следует из должностных обязанностей фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов независимо от типа бригады, в которой он работает, его должностные обязанности нельзя расценивать как связанные непосредственно с лечебной деятельностью, поскольку он обязан проверять наличие непереданных вызовов и немедленно их передавать, знать топографию города, принимать, сортировать вызовы и передавать их бригадам СМП, все данные вносить в компьютерную базу, при необходимости направлять на место вызова другие аварийные службы, в установленном порядке сдавать рабочее место и т.п.
С учетом всего изложенного отсутствуют правовые основания для зачета в стаж работы истицы, который давал бы ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее работы в должности фельдшера по приему-передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ ... Центральной районной больницы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, при этом следует критически оценить выданную истице работодателем справку, уточняющую особый характер работы (л.д. 17), согласно которой указано что истица, осуществляя должность фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи, также выполняла неотложную медицинскую помощь на рабочем месте (оказание экстренной помощи при травмах, перевязки, выполнение лечебных процедур, манипуляций), то есть занимается лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку по делу бесспорно установлено, что истица работала именно фельдшером по приему и передаче вызовов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Прокофьевой Л.Л.
Довод жалобы о том, что осуществляя должность фельдшера по приему-передачи вызовов отделения скорой медицинской помощи, она также выполняла неотложную медицинскую помощь на рабочем месте, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прокофьевой Л.Л. не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении ею обязанности медицинской сестры приемного покоя в течение полного рабочего дня, оплаты работы истца в данной должности, а также производимых работодателем отчислениях в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судом вынесено обоснованное и законное решение, оснований для отмены решения не имеется.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокофьевой Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Таратанова Л.Л.
Хайрутдинов Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.