Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хайрутдинова Д.С.,
судей Демяненко О.В.,
Смирновой О.В.,
при секретаре Салиховой Г.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Бакалинского района РБ Гайнуллина Э.С. на решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Бакалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа N ... , администрации муниципального района Бакалинский район РБ об обязании к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устранению нарушений противопожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа N ... , администрацию муниципального района Бакалинский район РБ ограничить доступ посторонних лиц на чердачные помещения учреждения, путем установки на двери чердачных помещений запорного устройства и определения лица, ответственного за хранение ключей от чердачных помещений в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исполнительный лист в части исковых требований об ограничении доступа посторонних лиц на чердачные помещения учреждения, путем установки на двери чердачных помещений запорного устройства и определения лица, ответственного за хранение ключей от чердачных помещений не выдавать, в связи с добровольным исполнением.
В удовлетворении исковых требований об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бакалинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа N ... , администрации муниципального района Бакалинский район РБ об обязании к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устранению нарушений противопожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что дата. прокуратурой Бакалинского района РБ с участием директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - МОБУ СОШ N ... ) Фарвазова Т.А., во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан от дата N ... , проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов мест массового пребывания людей в деятельности МОБУ СОШ N ... , расположенного по адресу: адрес. В ходе проверки установлено, что в МОБУ СОШ N ... в настоящее время фактически учатся 618 учащихся, с вместимостью образовательного учреждения в 625 учащихся, общее количество работников составляет 62 сотрудника. МОБУ СОШ N ... является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, в образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, что является нарушением закона. Также установлено, что вход на чердачное помещение учебного здания МОБУ СОШ N ... доступен для свободного доступа, сорвана петля, что также обеспечивает доступ посторонних лиц на чердак дома, и, соответственно, угрожает его антитеррористической защищённости. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствия которого могут повлечь массовую гибель людей, уничтожение имущества.
Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео-) наблюдения в здании, наличие субсидиарной ответственности администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан по обязательствам как учредителя МОБУ СОШ N ... и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения следует возложить также и на администрацию муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан за счёт средств бюджета данного муниципального образования.
Просил, уточнив исковые требования, обязать МОБУ СОШ N ... и администрацию муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения; ограничить доступ посторонних лиц на чердачные помещения учреждения, путём установки на двери чердачных помещений запорного устройства и определения лица, ответственного за хранение ключей от чердачных помещений.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Бакалинского района РБ Гайнуллин Э.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, в части отказа оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, указывая на необходимость создания условий для обеспечения жизни и здоровья учащихся, в целях предупреждения актов терроризма.
Заслушав объяснения помощника прокурора Бакалинского района Шагабутдинова Р.Я., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя МОБУ СОШ N ... Фарвазова Т.А., представителя администрации муниципального района Бакалинский район РБ Хайбрахманова Ф.Г., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществления от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами и принимать меры прокурорского реагирования.
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пп. "д" п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п.п.1,7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (пп 1 п.2 ст. 32 Закона РФ N 3266-1).
Указанные положения также изложены во вступившим в законную силу с 01.09.2013г. в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.2 ч.6, п. 7 ст. 28, ст. 41 Закона).
В силу п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
На основании п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела, дата помощником прокурора Бакалинского района РБ ФИО1, с участием директора МОБУ СОШ N ... Фарвазова Т.А., во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан от дата N ... , проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания людей в деятельности МОБУ СОШ N ... , расположенного по адресу: адрес, в ходе которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения; вход на чердачное помещение учебного здания МОБУ СОШ N ... доступен для свободного доступа, сорвана петля, что обеспечивает доступ посторонних лиц на чердак дома.
Как следует из устава МОБУ СОШ N ... является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий администрации муниципального района Бакалинский район РБ в сфере образования, находящимся в ведомственном подчинении муниципального района Бакалинский район РБ. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация муниципального района Бакалинский район РБ.
В соответствии с перечнем имущества, находящегося в муниципальной собственности за МОБУ СОШ N ... на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество по адресу: адрес - автогараж кирпичный, здание школы двухэтажное, здание интерната двухэтажное, здание кирпичное одноэтажное, склад, спортзал (учебные классы), ворота металлические, изгородь металлическая, полоса препятствий, спортивная шведская стенка, хоккейная коробка, туалет, а также движимое имущество.
Как указано в техническом паспорте МОБУ СОШ N ... , находится по адресу: адрес, состав объекта недвижимости: здание школы 2-х этажное, литера А, процент износа 52%, дата постройки, здание интерната 2-х этажное, процент износа 42%, литера Б, здание кирпичное 1 этажное, литера В, процент износа 41%, 1969 года постройки.
Согласно заключению специалиста ООО ... ФИО2 "Обследование технического состояния несущих строительных конструкций средней общеобразовательной школы N ... " от дата., в связи со значительным износом строительных конструкций здания школы по техническом состоянию и по сроку эксплуатации целесообразно не восстанавливать школу, а подвергнуть здание сносу.
Учреждением осуществлен комплекс мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от противоправных посягательств, а именно в школе имеется кнопка тревожной сигнализации, осуществляется пропускной режим и круглосуточное дежурство штатным сторожами-вахтерами учреждения, а также приняты иные меры безопасности - заключен договор N ... от дата на экстренный вызов нарядов полиции вневедомственной охраны в случае угрозы личной или имущественной безопасности, приказом N ... от дата по личному составу МОБУ СОШ N ... назначен ответственный за установку запорного устройства на двери чердачных помещений, за хранение ключей от чердачных помещений и ограничение доступа посторонних лиц на чердачные помещения. В соответствии с актом от дата. выходы на чердаки в зданиях школы закрыты на замки.
Удовлетворяя исковые требования в части понуждения МОБУ СОШ N ... по устранению нарушений противопожарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие на момент проверки запорных устройств на чердачное помещение здания школы является нарушением требований пожарной безопасности предъявляемых к зданиям и влечет нарушение прав и охраняемых интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит данные выводы суда законными и обоснованно возлагает на ответчика МОБУ СОШ N ... обязанность по ограничению доступа посторонних лиц на чердачные помещения путем установления запорных устройств на его двери, определению ответственных лиц за хранение ключей.
При этом во внимание принята позиция ответчика, признавшего факт нарушения и добровольно устранившего их в процессе судебного разбирательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нецелесообразности оборудования здания образовательного учреждения системой телевизионного наблюдения, поскольку это не является обязательным требованием закона по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, учреждением приняты меры по предотвращению несанкционированного доступа в здание, физический износ которого не позволяет проведение работ по его переоборудованию посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.
Указанные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, полном, всестороннем исследовании доказательств.
Предъявляя исковые требования, истец ссылается на положения п.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", предусматривающего, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Однако из содержания нормативно-правового акта не усматривается обязанность по оборудованию системой телевизионного наблюдения в здания образовательного учреждения, которая обеспечивает его надежную инженерно-техническую укрепленность в сочетании с оборудованием такого объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
Кроме того, согласно п.1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
В суде апелляционной инстанции представителем МОБУ СОШ N ... Фарвазовым Т.А. подтверждено, что здание школы, дата постройки,
имеет 70 % физического износа
строительных конструкций здания по техническом состоянию и по сроку эксплуатации. В ближайшее время ни реконструкция, ни капитальный ремонт здания не предусмотрены, так как в декабре дата. запланировано строительство нового здания образовательного учреждения.
Принимая во внимание, что в целях обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здание МОБУ СОШ N ... осуществлен комплекс мероприятий: имеется кнопка тревожной сигнализации, осуществляется пропускной режим и круглосуточное дежурство штатным сторожами-вахтерами учреждения, заключен договор на экстренный вызов нарядов полиции вневедомственной охраны в случае угрозы личной или имущественной безопасности, учитывая положения Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" об отсутствии обязанности по обязательному оборудованию здания учреждения системами телевизионного наблюдения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков по оборудованию системы телевизионного наблюдения.
Ссылка прокурора в апелляционном представлении на ст. 31, 32 закона РФ "Об образовании", на положения "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", судебная коллегия находит несостоятельной.
Положения п.1 ч.2 ст. 32, ч.1 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" устанавливают, что к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также обязанность образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, но не предусматривают обязанность обеспечения учреждения системами видеонаблюдения.
Не содержит обязанности по установлению систем видеонаблюдения и п.4 ч.1 ст. 31 названного Закона, относящий к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., предусматривающая основные меры по предупреждению (профилактике) терроризма и не определяющая при этом конкретные технические средства, подлежащие использованию в этих целях.
Таким образом, утверждение прокурора о нарушения ответчиком действующего законодательства, основано на неверном толковании и применении норм права, поскольку действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Исходя из системного толкования норм права ст. 1 ФЗ от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 46 Конституции РФ, п.1 ст. 3 ГПК РФ усматривается, что судебная защита возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. То есть выбор способа защиты нарушенного права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Поскольку судом первой инстанции не установлено в действиях ответчиков по не оборудованию в образовательном учреждении системы телевизионного наблюдения, нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается в суд прокурор Бакалинского района РБ, так как безопасность функционирования здания обеспечивается посредством применения иных инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта, то в удовлетворении иска в указанной части, истцу обоснованно отказано.
Таким образом, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционное представление прокурора Бакалинского района РБ Гайнуллина Э.С. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Бакалинского района РБ Гайнуллина Э.С.- без удовлетворения.
Председательствующий Д.С. Хайрутдинов
Судьи О.В. Демяненко
О.В. Смирнова
Справка: судья Исмагилова Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.