Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Шагдаровой Т.А., судей коллегии Тубденовой Ж.В., Ивановой В.А. при секретаре Семеновой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыплаковой А.Ю. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе Цыплаковой А.Ю. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 июля 2013 г., которым исковые требования Цыплаковой А.Ю. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения Цыплаковой А.Ю., представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Цыплакова А.Ю. просила обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы следующим. "ДД.ММ.ГГ." г. умер ее отец Ц ... , "ДД.ММ.ГГ." г. умерла мать Л ... Ее опекуном Цыплаковым А.Ю. не было принято мер к ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот. Поскольку она не имеет собственного или закрепленного за ней жилого помещения, ответчик обязан предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Цыплакова А.Ю. исковые требования поддержала, пояснив, что ни ей, ни ее опекуну не было известно о необходимости обращения в орган опеки и попечительства с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время ей уже исполнилось " ... " лет, но поскольку она относилась к категории детей-сирот и не была обеспечена жильем до достижения этого возраста, полагала, что Республиканское агентство по делам семьи и детей обязано предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
Представитель ответчика Республиканского агентства по делам семьи и детей, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Ранее в предыдущем судебном заседании представитель ответчика Шубин B.C. против удовлетворения иска Цыплаковой А.Ю. возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Районным судом исковые требования Цыплаковой А.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Цыплакова А.Ю. просит отменить решение суда, указывая, что она и ее опекун о возможности предоставления ей жилья как сироте не знали, в связи с чем она и не была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье.
В заседании судебной коллегии Цыплакова А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала
Представитель ответчика Республиканского агентства по делам семьи и детей, Шубин B.C. с доводами жалобы не согласился, полагая, что по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения. возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 8 указанного федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (в соответствии с со ст. 8 Федерального закона.
Во исполнение указанной нормы Народным Хуралом РБ принят Закон РБ от I 1.I0.2012 N 2897-1V "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия" и Закон РБ от 22.12.2012 N 3102-1V "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия", из положений которых следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно сформированному списку.
Ст. 5 Закона РБ от 22.12.2012 г. N3102-1V определено, что орган опеки и попечительства принимает решения о" постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 г. нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, в хронологической последовательности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями к Республиканскому агентству по делам семьи и детей, Цыплакова А.Ю. ссылается на то, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жильем не обеспечена, в связи с чем требует обязать ответчика обеспечить ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные правовые нормы, пришел к обоснованному выводу о том, что такая обязанность возникает у Республиканского агентства по делам семьи и детей только в отношении лиц, включенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Поскольку ни Цыплакова А.Ю., ни ее опекун в орган опеки и попечительства по месту ее жительства с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот не обращалась, и к моменту рассмотрения настоящего дела в указанный список Цыплакова А.Ю. не включена, оснований для обязания Республиканского агентства по делам семьи и детей предоставить Цыплаковой специализированное жилье, не имелось.
Правильным является вывод суда о том, что Цыплакова А.Ю. не лишена права обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот, и в случае положительного разрешения ее обращения у Республиканского агентства по делам семьи и детей возникнет обязанность по обеспечению истца жилым помещением в установленном законом порядке.
С учетом установленных обстоятельств, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Фактически доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Правовых доводов, по которым решение суда может быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Шагдарова Т.А.
Судьи Тубденова Ж.В.
Иванова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.