Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 29 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В.,
при секретаре Цыбикмитовой Е.Г.,
с участием прокурора Габаевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Калюшик И.Е об оспаривании нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Представитель индивидуального предпринимателя Калюшик И.Е. Дорошкевич С.А., действующий на основании доверенности от 20.09.2013 г., обратился в суд с заявлением о признании недействующим полностью со дня принятия Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 N 387 "О Порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" /далее - Постановление Правительства Республики Бурятии N387/, опубликованного в "Бурятии", N68, 03.07.2012 г., Официальный вестник N66.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Полномочия Правительства Республики Бурятия в сфере установления порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а также порядка их оплаты, регламентированы п.13.6 ст.4 Закона Республики Бурятия "О земле" от 13.12.2003 г. N601-III /далее - Закон РБ "О земле"/. Норма п.13.6 ст.4 Закона РБ "О земле" введена Законом Республики Бурятия от 28.06.2012 г. N2795-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Бурятия", вступившим в силу с 01.07.2012 года. Поскольку оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 принято 29.06.2012 г., т.е. до вступления в законную силу нормативного правового акта, наделившего Правительство Республики Бурятия соответствующими полномочиями, оно противоречит ст. 4, п.3 ст.10 Закона Республики Бурятия "О земле". Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ 08.07.2013 г. заявителю предложено выкупить земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее ей на праве собственности, по цене, определенной п.п. 2 п.2 оспариваемого Постановления Правительства Республики Бурятии N387, исходя из десятикратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. В случае удовлетворения заявленного требования выкупная стоимость земельного участка будет определена исходя из трехкратной ставки земельного налога в соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации".
В суде первой инстанции представители заявителя Дорошкевич С.А., Гармаев А.П., действующие на основании доверенностей от 20.09.2013 г., требование поддержали.
Представитель Правительства Республики Бурятия Акчурина А.В., действующая на основании доверенности от 23.09.2013 г. N01-И111-5538, требование не признала. Пояснила, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 принято в соответствии с п. 1.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", п.13.6 ст.4 Закона Республики Бурятия от 13.12.2003 г. N601-III "О земле" в связи с истечением 01.07.2012 г. срока действия полномочий субъектов Российской Федерации, позволяющих устанавливать цену земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, считала, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку с 1 июля 2012 г. Калюшик И.Е. вправе была выкупить земельный участок в соответствии с п.1.2 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации согласно его кадастровой стоимости - " ... " руб., в соответствии с расчетом, произведенным в порядке, определенном оспариваемым постановлением, выкупная цена земельного участка составляет " ... " руб.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требования, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" /далее - Федеральный закон N137-ФЗ/ установлено, что до 1 июля 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п.1.1. ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
П.3 ст.10 Закона Республики Бурятия "О земле", действовавшим до 01.07.2012 г., предусматривалось, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений применяется цена, установленная в соответствии с законом Республики Бурятия об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в соответствии с федеральным законодательством.
28.06.2012 г. Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия N2795-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Бурятия" / далее - Закон Республики Бурятия N2795-IV/. Указанным Законом Республики Бурятия, вступившим в силу с 01.07.2012 г., положения республиканского законодательства в области земельных отношений приведены в соответствие с федеральным законодательством. Согласно статье 1 из Закона Республики Бурятия "О земле" исключен п.3 ст.10, устанавливающий, что при продаже земельных участков применяется цена, устанавливаемая законом субъекта Российской Федерации, введен п.13.6 ст.4, в соответствии с которым к полномочиям Правительства Республики Бурятия отнесено установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а также порядок их оплаты. Статьей 2 Закона Республики Бурятия N2795-IV признан утратившим силу Закон Республики Бурятия от 02.11.2007 г. N2643-III "Об установлении порядка определения цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", которым на период до 1 июля 2012 г. были установлены цены для продажи земельных участков и порядок их определения.
Оспариваемым Постановлением Правительства Республики Бурятии N387 утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Согласно п.6 оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 вступило в силу с 1 июля 2012 года.
Тем самым, анализ вышеуказанного законодательства свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 принято в целях приведения положений республиканского законодательства в области земельных отношений в соответствие с федеральным законодательством, согласно полномочиям Правительства Республики Бурятия, определенным ч.1 ст.94 Конституции Республики Бурятия, ч.1 ст.33 Закона Республики Бурятия "О Правительстве Республики Бурятия", п.1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п.13.6 ст.4 Закона Республики Бурятия N2795-IV от 28.06.2012 г.
Довод представителей заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления Правительства Республики Бурятии N387 нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Закону Республики Бурятия N2795-IV от 28.06.2012 г., вступившему в силу с 1 июля 2012 г., в силу его принятия 29 июня 2012 г., суд считает необоснованным.
Оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 принято 29 июня 2012 г. после принятия 28 июня 2012 г. Народным Хуралом Республики Бурятия Закона Республики Бурятия N2795-IV, оба нормативных правовых акта вступили в силу с 1 июля 2012 года.
Тем самым, оспариваемое Постановление Правительства Республики Бурятии N387 вступило в силу одновременно с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Дата принятия оспариваемого Постановления Правительства Республики Бурятии N387 не влечет юридических последствий для правоприменителя, поскольку соответствующие правовые последствия возникли с момента вступления оспариваемого нормативного правового акта в силу.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Калюшик И.Е о признании недействующим полностью Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 N 387 "О Порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" со дня его принятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.В. Тубденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.