Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в
составе: председательствующего судьи Усольцевой Л.А.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Нимаевой О.З.,
при секретаре Бадмажаповой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Барсуковой Е.Э. к Администрации муниципального образования "город Северобайкальск", Республиканскому агентству по делам семьи и детей о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" Пановой К.И.,
на решение Северобайкальского городского суда РБ от 25 июня 2013 года,
которым постановлено обязать администрацию муниципального образования "г. Северобайкальск" предоставить Барсуковой Екатерине Эдуардовне жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства согласно норм предоставления жилой площади.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барсукова Е.Э., хххх рождения, обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что хххх ее мать Бокова Е.В. была лишена родительских прав, отца не было, и ее опекуном назначена бабушка Шестерикова Л.П., котораяя Постановлением Администрации МО "г.Северобайкальск" хххх г. была освобождена от исполнения попечительских обязанностей. Ссылалась на то, что не имеет своего жилья, зарегистрирована по адресу: г хххх, которое было выделено ее матери Боковой Е.В. на основании ордера хххх года. В указанной квартире никогда не проживала, кроме того, данное жилье не пригодно для проживания, поскольку его износ составляет хххх. Просила обязать Администрацию МО "г. Северобайкальск" предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В судебном заседании истец Барсукова Е.Э. иск поддержала, пояснив, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и с хххх поставлена на учет для получения жилья по договору найма специализированного жилищного фонда, предназначенных для лиц ее категории, то есть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Между тем, она желает воспользоваться своим правом и получить жилье по договору социального найма как нуждающаяся в жилом помещении. Поскольку своего жилья у нее нет, просила иск удовлетворить.
Представитель истца Богданов Ю.В. иск также поддержал.
Представитель ответчика Панова К.И. суд первой инстанции не явилась, в отзыве просила иск оставить без удовлетворения, полагала, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством органов исполнительной власти, закон субъекта о передаче полномочий органам местного самоуправления не принят.
Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубин B.C. в отзыве просил в иске отказать. Указал, что Республиканское агентство по делам семьи и детей утверждает список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В настоящее время дети - сироты утратили возможность на получение жилья вне очереди и им предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Представитель органа опеки и попечительства Павлова Н.В. пояснила, что истица состоит одновременно в очереди как нуждающаяся в жилом помещении, а также поставлена в очередь для получения жилья по договору найма в специализированном жилищном фонде. В свою очередь, вопрос строительства специализированного жилищного фонда будет разрешаться в 2014 году. Финансового и материального обеспечения для строительства специализированного жилищного фонда в настоящее время нет. В любом случае, жилье будет предоставляться только в порядке возрастной очередности.
Районный суд постановил вышеуказанное решение, которым возложил на Администрацию МО "г. Северобайкальск" обязанность по обеспечению истицы жильем.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" Панова К.И. просила отменить решение суда, ссылаясь на то, что Администрация МО "г. Северобайкальск" является ненадлежащим ответчиком по делу.
На заседании апелляционной инстанции представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубин B.C. пояснил о том, что в соответствии с существующим в настоящее время порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как об этом просит истица, невозможно. Вместе с тем, поскольку Барсукова состоит в очереди на получение жилья как сирота, она вправе претендовать на обеспечение жильем из специализированного жилого фонда.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, приходит к следующему.
Обращаясь в суд Барсукова просила возложить на ответчика обязанность по обеспечению ее жильем мотивируя тем, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая заявленные требования и возлагая на Администрацию "г. Северобайкальск" обязанность по обеспечению Барсуковой жильем, суд первой инстанции исходил из положений ст. 57 части 2 п.2 Жилищного Кодекса РФ и из того, что вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, в связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия признавая решение суда не соответствующим закону, исходит из следующего.
Из дела следует, что Барсукова Е.Э. отнесена к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, состоит в Администрации МО "г. Северобайкальск" на учете для получения жилья.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ( ст. 72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с требованиями ст. 26.1 этого закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2), конкретизируя полномочия субъекта Российской Федерации в этой сфере.
Данный закон (ст. 8) предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Таким образом предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.
При этом, в связи с внесенными изменениями в ст. 8 указанного выше Федерального закона РФ норма, обязывающая соответствующий орган обеспечить лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам безвозмездного пользования, на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего гражданского дела не действовала в связи с иной редакцией закона.
При таких обстоятельствах, решение суда, возложившего обязанность по обеспечению истицы жильем по договору социального найма на Администрацию МО "г. Северобайкальск", подлежит отмене, поскольку обязанность по обеспечению жильем лиц, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а не органа местного самоуправления.
Как видно из дела, заявляя требования об обеспечении ее жильем, истица в качестве основания для иска ссылалась на то, что она отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Другие основания для иска ею не заявлялись и наличие иных оснований для обеспечения ее жильем органом местного самоуправления судом первой инстанции не проверялись. В связи с этим, ссылка в решении, которым были удовлетворены требования истицы к Администрации МО "г. Северобайкальск", на ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного Кодекса РФ является необоснованной, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Барсукова отнесена к категории лиц, которым в соответствии со ст. 49 жилищного Кодекса РФ может быть предоставлено жилье муниципального жилищного фонда, суду представлено не было.
Между тем, отменяя решение об удовлетворении иска к Администрации МО "г. Северобайкальск", судебная коллегия находит исковые требования подлежащими удовлетворению к иному ответчику, который был привлечен судом к участию в деле - Республиканскому агентству по делам семьи и детей.
При этом, коллегия также исходит из того, что пунктом 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Во исполнение указанной нормы Народным Хуралом РБ принят Закон РБ от 11.10.2012 г. N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия" и Закон РБ от 22.12.2012 г. N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия", из положений которых следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно сформированному списку.
Из пояснения представителя Республиканского Агентства Шубина на заседании судебной коллегии следует, что Барсукова включена в соответствующий список. В связи с этим, обеспечение истицы жильем подлежит в порядке очередности в соответствии с имеющимся списком.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда РБ от 25 июня 2013 года отменить, вынести новое решение об обязании Республиканского агентства по делам семьи и детей Республики Бурятия предоставить Барсуковой Е.Э. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очередности.
Председательствующий: Усольцева Л.А.
Судьи: Гончикова И.Ч.
Нимаева О.З.
Копия верна
Судья п/п Гончикова И.Ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.