Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей Багаутдиновой Ш.М. и Османова Т.С.
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД РФ по РД Джанакаевой Р.А. на решение Советского районного суда от 24 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить.
Обязать МВД по РФ предоставить ФИО1 и членам его семьи: супруге - ФИО2, "дата"., сыну - ФИО3, "дата"р., дочери - ФИО4, "дата"., сыну - ФИО5, "дата"р., дочери - ФИО6, сыну - ФИО7, "дата"., матери - ФИО8, "дата" государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке.
Обязать МВД по РД направить в МВД РФ материалы жилищного дела ФИО1 для получения государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Багаутдиновой Ш.М., пояснения представителя МВД РФ и МВД РД по доверенности Джанакаевой Р.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Курбаналиева М.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Курбаналиев М.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел по Республике Дагестан и просил обязать их выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи из 8-ми человек в первоочередном порядке. При этом указал, что с "дата" он в соответствии с приказом МВД по РД от "дата" N л/с, уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. "дата" признан инвали "адрес" группы вследствие военной травмы. Более 10 лет проработал в должностях, финансируемых из федерального бюджета. Выслуга лет на день увольнения составляет 16 лет 04 месяцев 26 дней.
Как до увольнения из ОВД, так и после увольнения он и его семья проживала и продолжает проживать в съемном жилье, по договору найма. На его иждивении находятся пятеро детей и престарелая мать, а один из детей ребенок-инвалид, трое из детей малолетние в возрасте до 8 лет.
С 1996 года он признан нуждающимся в получении жилья, с этой же даты состоит в муниципальной очереди по месту жительства, а по месту работы в ОВД "адрес" с "дата"
В связи с необеспеченностью жильем на протяжении всего срока службы принял решение участвовать в государственной целевой программе "Жилище", в связи с чем был включен в списки сотрудников и участников программы на 2002 - 2010 годы. Далее перерегистрирован для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 года.
Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат ему не выдан, что истец считает, нарушением его прав и в связи с этим обратился в суд за защитой нарушенного права. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков МВД РФ и МВД по РД - ФИО15 в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО15 просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности. Указав в обоснование, что ФИО10 М.И. состоит за N в списках участников программы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" на 2013г.
Одним из доводов жалобы указал, что суд в своем решении обязывает направить в МВД России материалы жилищного дела истца для получения сертификата. Тогда как, для получения сертификата необходимо направлять сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ... ". Сводный список в котором ФИО10 М. состоит за N направлен в УЖПИиХО ДТ ВД России от "дата" за N.
Полагает, что суд первой инстанции принял решение односторонне и не учел приведенных им доводов. В связи, с чем просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от "дата" N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных государственным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года", правом на получение государственного жилищного сертификата обладают сотрудники подлежащие увольнению и увольняемые из органов ОВД, в том числе и по состоянию здоровья, при общей продолжительности службы 10 и более лет. Право на получение государственного жилищного сертификата возникает в году следующем за годом включения в число участников программы.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации СП " "адрес"" от "дата" на основании и во исполнение решения Кизилюртовского районного суда РД от "дата" ФИО10 М.И. включен в очередность на улучшением жилищных условий с "дата"
Согласно выписки из приказа N л/с от "дата" майор милиции ФИО9 - старший дознаватель отдела внутренних дел по "адрес" уволен из ОВД по ст. 19 п."з" Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья) с "дата". Выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 04 месяцев 26 дней.
В сводном списке граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2013 год, утвержденного министром внутренних дел по РД Магомедовым A.M. "дата" ФИО10 М.И. значится по "адрес". ФИО18 был включен в списки сотрудников, изъявивших желание участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 года, в 2007г.
Однако жилищный сертификат ему до настоящего времени не выдан.
Эти обстоятельства представителем МВД РФ по РД не оспариваются.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от "дата" N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление данной категории за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Право на участие в Подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, перечисленные в пункте 5 вышеуказанных Правил и в том числе указанные в абзаце третьем подпункта "а" этого пункта: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
ФИО10 М.И. входит в данную категорию, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с п. 32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
На основании списков, полученных от органа, на который возложено формирование списков на основании заявлений граждан, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
Как следует из материалов дела ФИО10 М.И. в 2007 г. был включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и подал необходимые документы, в последующем постоянно перерегистрировался до окончания программы в 2010 г.
Согласно сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год, заявитель включен в число участников новой программы на 2013-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что право ФИО1 на получение ГЖС в рамках федеральной целевой программе "Жилище" 2002 - 2010 г.г. реализовано не было, по причине, не зависящей от его воли.
ФИО10 М. не заявлял требований о выдаче ему жилищного сертификата во внеочередном или первоочередном порядке. Поскольку, как следует из содержания заявления ФИО1, подтвердившего свои требования в суде апелляционной инстанции, он такого требования не заявлял, просил суд обязать МВД РФ выдать ему жилищный сертификат, не полученный, по его мнению своевременно, в ввиду бездействия МВД РФ и МВД РД.
ФИО10 М.И., как бывший сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, до настоящего времени не обеспечен жильем, в то время, как, на основании вышеуказанного положения, обязательства по обеспечению жилым помещением возникают в году, следующем за годом включения в число участников подпрограммы, то есть, право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата у него возникло с 2008 года, однако, до настоящего времени, данное обязательство не выполнено.
С учетом изложенного суд обосновано пришел к выводу, признав право на получение ФИО1 жилищного сертификата.
При этом вышел за пределы заявленных требований в части, указав выдать сертификат в первоочередном порядке.
Кроме того, судебная коллегия находит решения суда в части обязания МВД по РД направить в МВД РФ материалы жилищного дела ФИО1 для получения жилищного сертификата подлежащим отмене, в связи с тем, что выше указанным законом и Правилами предусмотрено предоставление сводных списков, а не материалов жилищного дела.
В судебном заседании нашло подтверждение обстоятельства исполнения ответчиком МВД РД перед истцом своих обязательств по оформлению его документов и представлению в МВД России. В связи, с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к МВД по РД не имеется.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части заявленных им требований к МВД России, поскольку в материалах дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие конкретные обстоятельства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Дагестан от "дата" отменить.
По делу принять новое решение, обязав МВД РФ предоставить ФИО1 и его семье из семи человек государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.