Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Гебековой Л.А. и Магадовой А.В.,
при секретаре ФИО12 А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и.о. министра Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан ФИО13 С.Б. на решение суда "адрес" г. Махачкала от "дата", которым постановлено: "Заявление ФИО1 в интересах ФИО2 и ФИО3 о признании незаконными отказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и включении в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от "дата" N в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО2.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от "дата" N.2-0408 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ФИО3.
Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обязанность включить ФИО2 и ФИО3 в список уволенных сотрудников МВД по РД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО11, объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО14 Л.М., полагавшего решение суда подлежащим отмене, а также адвоката ФИО1 в защиту интересов ФИО16 Д.Ш. и ФИО15 Ю.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО17 М.А. в интересах ФИО18 Ю.А. и ФИО19 Д.Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и включении в программу "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г ... В обоснование иска указано, что руководствуясь статьей 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и постановлением Правительства РД от "дата" N его доверители ФИО20 Ю.А. и ФИО21 Д.Ш. обратились в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (далее Минстрой РД) с заявлениями о включении в список уволенных сотрудников МВД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. в форме получении в 2012 году единовременной денежной выплаты за счет субсидированных средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии со ст. 2 ФЗ N 342-ФЗ от "дата" и п. 2 ст. 15 ФЗ от "дата" N- ФЗ "О статусе военнослужащих". Ответчик по делу им отказал в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с ссылкой на пункт 5 предписания Министерства регионального развития РФ от "дата" N в котором утверждается, что действие статьи 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после "дата", не распространяется.
ФИО22 Ю.А. проходил службу в органах внутренних дел, приказом Северо-Кавказского УВД на транспорте N от "дата" уволен со службы по п. "Е" части шестой статьи 19 (по сокращению штатов), выслуга лег в календарном исчислении составляет 23 года 01 месяц 08 дней, за период службы в ОВД состоял на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета. В период прохождения службы в органах внутренних дел был принят на жилищный учет (Постановление администрации "адрес" N от "дата"), за период с 1997 г. по 2006 г. жильем и земельным участком не обеспечивался, денежные средства для покупки дома, квартиры не выделялись (справка Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте прилагается). Согласно договора найма жилого помещения от "дата" ФИО23 Ю.А. проживает на квартире у ФИО25 Э.Д.
ФИО24 Д.Ш. проходил службу в органах внутренних дел, приказом Северо-Кавказского УВД на транспорте N от "дата" уволен со службы по п. "Б" части шестой статьи 19 (по достижению предельного возраста), выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 10 месяцев 13 дней, за период службы в ОВД состоял на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета. В период прохождения службы в органах внутренних дел был принят на жилищный учет (Постановление администрации "адрес" N от "дата"), за период с 1997 г. по 2008 г. жильем и земельным участком не обеспечивался, денежные средства для покупки дома, квартиры не выделялись (справка Махачкалинского ЛУ МВД России па транспорте прилагается). Согласно договору найма жилого помещения от "дата" ФИО26 Д.Ш. проживает на квартире у ФИО27 М.И.
Федеральный Закон от 08.12.2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел, в зависимости от даты увольнения - до или после "дата". Его доверители ФИО28 Ю.А. и ФИО29 Д.Ш. имеют все необходимые критерии и условия для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предусмотренные статьёй 2 Федерального Закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ.
Представитель истцов по доверенности - ФИО30 М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО31 Л.М. в судебном заседании иск не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование возражений указано, что заявители претендует на жилищное обеспечение по Федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - федеральный закон от "дата" N 342-ФЗ), не имея условий для жилищного обеспечения в порядке данного закона. В обоснование заявления приводится ссылка на ошибочное буквальное толкование лишь статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ в отрыве от других системно взаимосвязанных положений актов материального права, регулирующих правоотношения, имеющие содержанием жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета некоторых категорий граждан. Системное их толкование приводит к иному выводу: федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ за счет средств федерального бюджета обеспечивается право на жилье категории бывших сотрудников органов внутренних дел, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до "дата" и уволенных со службы до "дата". Для граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после "дата", установлен иной механизм жилищного обеспечения.
Граждане, увольняемые со службы из органов внутренних дел после "дата", право на получение жилья за счет государства могут реализовать в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N.
Следовательно, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, заявители могут реализовать исключительно по линии МВД Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые заявителями решения об отказе приняты Минстроем РД на основе правовой позиции Минрегиона России и ФКУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, изложенной в предписании от "дата" N представитель ответчика полагал обязательным привлечь их к участию в деле.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что принятое по делу решение суда является незаконным и подлежащим отмене. Суд вышел за пределы заявленных истцом исковых требований, обязав ответчика включить ФИО32 Ю.А. и ФИО33 Д.Ш. в список уволенных сотрудников МВД по РД для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., которая в отношении категории граждан, к которым относятся истцы, постановлением Правительства РФ от "дата" N возложена на федеральные органы исполнительной власти. Судом допущены нарушения норм процессуального права.
Судом вовсе не исследовался вопрос о порядке постановки органом местного самоуправления доверителей истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Они приняты на общий учет на общих основаниях, а не на специальный учет, т.е. в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих от "дата" N.
Судом не применены соответствующие нормы материального права и не учтено, что согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ в связи с его принятием с 01.01.2011 года признан утратившим силу абзац 2 пункта 2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих".
Дело судом рассмотрено без привлечения третьих лиц - МВД по РД, Минрегиона России и ФКУ "Объединенная дирекция", участие которых в деле было обязательно.
В возражениях ФИО1 м.А. относительно жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы Судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Из решения суда видно, что удовлетворение иска суд мотивировал тем, что решения Минстроя РД основаны на ошибочном толковании и применении статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, поскольку Федеральный закон не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилым помещением в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после "дата".
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г, с изм. от 15.10.2012 г.) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до "дата" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
-жилого помещения в собственность бесплатно;
-жилого помещения по договору социального найма;
-единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, которые до "дата" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из буквального толкования статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ следует, что на иные категории граждан, приравненные к военнослужащим, не распространено действие пункта 2 статьи 15 Федерального закона от "дата" N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", содержащего условие о том, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после "дата", осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, и распространено быть не может.
Указанный пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по мнению суда, распространяется именно на военнослужащих, а не на иные категории граждан, приравненные к ним в соответствии со статьей 2 ФЗ N 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года. Следовательно, Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после "дата".
Утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после "дата"
Решения Минстроя РД об отказе в предоставлении заявителям единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения основаны на ошибочном толковании и применении статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ и "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N (далее - Правила учета военнослужащих).
Положения Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, распространяющие условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих на граждан, уволенных из органов внутренних дел, не содержат условие о порядке постановки их на учет в органах местного самоуправления. Между тем граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с указанным федеральным законом, могли быть приняты органами местного самоуправления на жилищный учет в избранном постоянном месте жительства до "дата" в порядке, предусмотренном:
- статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до "дата");
- примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от
"дата" N (действующими по настоящее время);
- вышеназванными Правилами учета военнослужащих, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от "дата" N (действующими по настоящее время).
Следовательно, гражданин, уволенный из органов внутренних дел, подавший в орган местного самоуправления заявление о принятии на жилищный учет, не может быть лишен предоставленного законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет органом местного самоуправления.
Пункт 5 предписания Минрегиона России от "дата" N-ИП/005, со ссылкой на который заявителям отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону. Предписание Минрегиона России как правовой акт ненормативного характера не возлагает на Минстрой РД какие-либо обязанности и не препятствует Министерству правильно применять действующее законодательство.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО34 Ю.А. проходил службу в органах внутренних дел, приказом Северо-Кавказского УВД на транспорте N от "дата" уволен со службы по п. "Е" части шестой статьи 19 (по сокращению штагов), выслуга лег в календарном исчислении составляет 23 года 01 месяц 08 дней, за период службы в ОВД состоял на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета. В период прохождения службы в органах внутренних дел был принят на жилищный учет (Постановление администрации "адрес" N от "дата"), за период с 1997 г. по 2006 г. жильем и земельным участком не обеспечивался, денежные средства для покупки дома, квартиры не выделялись (справка Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте прилагается). Согласно договора найма жилого помещения от "дата" ФИО37 Ю.А. проживает на квартире у ФИО8
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО35 Д.Ш. проходил службу в органах внутренних дел, приказом Северо-Кавказского УВД на транспорте N от "дата" уволен со службы по п. "Б" части шестой статьи 19 (по достижению предельного возраста), выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 10 месяцев 13 дней, за период службы в ОВД состоял на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета. В период прохождения службы в органах внутренних дел был принят на жилищный учет (Постановление администрации "адрес" N от "дата"), за период с 1997 г. по 2008 г. жильем и земельным участком не обеспечивался, денежные средства для покупки дома, квартиры не выделялись (справка Махачкалинского ЛУ МВД России па транспорте прилагается). Согласно договору найма жилого помещения от "дата" ФИО36 Д.Ш. проживает на квартире у ФИО38 М.И.
Также из материалов дела усматривается, что при увольнении из органов внутренних дел РФ заявители имеют все условия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета:
- приняты органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом
помещении до "дата";
правоохранительную службу проходили в органах внутренних дел Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета;
имеют продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет;
уволены со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ.
Таким образом, проанализировав указанные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что отказ заявителям в обеспечении жилым помещением по условиям Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ является незаконным и создающим препятствия заявителям в реализации права на обеспечение жильем. Кроме того, сам Федеральный закон от "дата" N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после "дата".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, который также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилы ми помещениями в зависимости от даты увольнении со службы из органов внутренних дел до или после "дата"
года.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях и об отсутствии доказательств того, что заявители не состояли на специальном учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N, поскольку нахождение в органах местного самоуправления на учёте по общим основаниям не даёт им права на обеспечение жилым помещением по федеральному закону N 342 -ФЗ, суд считает необоснованными и опровергается изложенными выше доказательствами.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика и относительно того, что к участию в деле не привлечены в качестве третьего лица ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ", Министерство регионального развития Российской федерации, поскольку Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N определен уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории РД за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.