Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.
при секретаре Шахабасовой Х.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Нурметова Б.А. и его представителя Султанова А.И. на решение Федерального суда Ленинского района г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан об обязании назначить вторую пенсию по старости и произвести перерасчет с момента обращения в управление отделения пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" РД. отказать".
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав объяснение ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО5 об отмене решения суда, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан по доверенности ФИО11 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением обязать Государственное учреждение -Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан (Дале ГУ ОПФ РФ по РД) назначить вторую трудовую пенсию по старости и произвести перерасчет с момента обращения в управление пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" ГУ ОПФ РФ по РД, указывая, что он является участником ликвидации аварии Чернобыльской АЭС с апреля 1986 -1987г. С 2001 г. является инвали "адрес" группы с формулировкой в справке МСЭ "Увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей связанных с аварией на Чернобыльской АЭС". В настоящее время получает пенсию по инвалидности. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин 45 лет. Как военнослужащий принимавший участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофа в 1986-1987гг. в силу п.1 ч.1 ст. 30 Закона гражданам, перечислимым в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
С учётом подпункта 2 п.2 ст.10 ФЗ от "дата" N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначении пенсии предусмотрено действующим законодательством с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО4, исковое заявление поддержали и просили удовлетворить его по изложенным в нем основаниям.
Представители ГУ-ОПФР по РД ФИО4 в суде возразили против удовлетворения заявления, мотивировав тем, что пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от "дата" N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федеральных законов от "дата" N 179-ФЗ и от "дата" N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до "дата" имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
Суд постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и его представитель ФИО5 просят решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе приводятся доводы о том, что истец относится к категории граждан, которым согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляется право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения, поскольку в названную категорию включены военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы лишь в 1986-1987 гг.
Суд первой инстанции не обратил внимания на то, что истец, как лицо, принимавшее участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986году, отнесен к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Суду первой инстанции следовало, учитывая положения ст.ст. 18, 19, 39 Конституции Российской Федерации и ст. 30 указанного Закона, сделать соответствующий вывод о том, что истец имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
В подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закреплено, что право на пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно подп. 2 п. 2 указанной статьи гражданам, перечисленным в подп. 3, 5 - 10 п. 1 названной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от акта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Он, как военнослужащий, призван военкоматом на срочную службу и направленный для ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС принимал участие в 1986 году, в силу п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п.2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от "дата" N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от "дата" N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет).
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как установлено судом, ко времени обращения истца на получение второй пенсии -трудовой пенсии по старости ФИО1 достиг возраста 50 лет, а не 55 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него отсутствует.
Согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Таким образом, одновременное получение ФИО1 трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Федерального суда "адрес" г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО8
Судьи ФИО7
Гебекова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.