Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.,
судей - Гебековой Л.А. и Магадовой А.В.,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено: " В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа " "адрес"" о понуждении ответчика поставить его на жилищный учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечить жильем не ниже социальных норм, предусмотренных законом - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6 объяснения ФИО1, полагавшего решение суда подлежащим отмене, а также представителя администрации городского округа" "адрес"" ФИО5 в защиту интересов ответчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации городского округа " "адрес"" о понуждении ответчика поставить его на жилищный учет и обеспечить жильем не ниже социальных норм. В обоснование иска указано, что родился "дата", с 12-ти летнего возраста остался без родителей, с 1985 по 1990 годы воспитывался в Избербашском детском "адрес" находился на полном государственном обеспечении. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти обязаны были поставить его на учет для получения жилья и предоставить ему, как сироте, жилое помещение или целевую безвозвратную ссуду на приобретение жилья, однако, ответчиком данное обязательство не выполнено, в списки на получение жилья он оказался не включенным, по настоящее время жильем не обеспечен. Своего жилья он не имеет, с тремя детьми вынужден проживать на квартире. Его вины нет в том, что он не был своевременно поставлен на учет для получения жилья вне очереди.
По изложенным основаниям просил удовлетворить его исковые требования.
Представитель Администрации ГО " "адрес"" по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание, что предоставление жилых помещений детям - сиротам является государственным обязательством субъекта РФ и его исполнение законом возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Достижение 23-х летнего возраста не является безусловным основанием для отказа в обеспечении жильем. При рассмотрении дела судом не применены нормы закона, подлежащие применению в данном споре.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания.
Из решения суда видно, что отказ в удовлетворении иска суд мотивировал тем, что: к моменту помещения в детский дом истец не являлся сиротой, поскольку по настоящее время жив его отец; с момента совершеннолетия прошло более 20-ти лет и, при наличии своего права на получение жилья вне очереди, истец в течение длительного времени не обращался с просьбой поставить его на учет; социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, в соответствии с законом должна была быть реализована до достижения им 23-летнего возраста.
По мнению Судебной коллегии, изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 с 1985 по 1990 годы воспитывался в Детском "адрес" гор. "адрес" В период нахождения в детском доме он не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению после достижения совершеннолетия жильем. Своего жилья истец по настоящее время не имеет.
Об этом свидетельствуют документы, представленные в суд истцом, и указанные обстоятельства ответчиком по делу не оспариваются.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вопросы обеспечения детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, регулируются Федеральными законами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. за N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 приведенного выше Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной выше нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральным законом возложена обязанность на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с этим, были внесены аналогичные изменения и в ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 (ред. от 11.03.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Народным Собранием РД 21.12.2004).
Изменения, внесенные Законом Республики Дагестан от 11.03.2013 N 10, вступили в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления этого Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона Республики Дагестан от 11.03.2013 N10, за исключением частей 9 и 10 статьи 8 данного документа, действие которых распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.
Частью 9 ст. 8 Закона Республики Дагестан от 11.03.2013 N10, предусмотрено право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Постановлению Правительства РД от 20 февраля 2002 года за N 35 "О первоочередных мерах по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан ежегодно, начиная с 2002 года предусматриваются средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 2 июня 2009 года за N, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч.З ст.49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст.З Закона РД от 3 февраля 2006 года за N 4 (в ред. от 8 июня 2009г.) "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются: на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи; на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади; на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
В соответствии со ст. 1 Закона РД от 04.12.2008г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
При изложенных выше обстоятельствах и требованиях закона, по мнению Судебной коллегии, принятое по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.
Между тем, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика в суд представлено постановление Администрации городского округа " "адрес"" от "дата" за N, из которого следует, что Администрацией городского округа " "адрес"" истец в установленном порядке принят на учет для улучшения жилищных условий по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья.
В суде апелляционной инстанции истец отказался от исковых требований в указанной части.
В соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные сторонами доказательства с позиции относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности и с учетом требований приведенных выше норм закона и нормативных правовых актов, Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований об обеспечении истца жильем.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от "дата" по делу по иску ФИО1 к Администрации городского округа " "адрес"" отменить в части, по делу принять новое решение.
Обязать Администрацию городского округа " "адрес"" в установленном законом порядке обеспечить ФИО1 жилым помещением не ниже социальных норм, предусмотренных для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.