Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.,
при секретаре Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Магадовой А.В., гражданское дело по апелляционной жалобе истицы С. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 мая 2013 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований С. к Администрации городского округа "." о понуждении последнюю поставить её на жилищный учёт, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и предоставить жилую площадь не ниже социальных норм, предусмотренных законом, - отказать",
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., объяснения С., представителя администрации ГО "." М. (по доверенности N от 15.08.2013года), просивших об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
УСТАНОВИЛА:
С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа "." о понуждении поставить её на жилищный учёт и обеспечить жильём не ниже социальных норм, ссылаясь на то, что является ребёнком-сиротой, с 1988 по 1990 годы воспитывалась в "." детском доме N, находилась на полном государственном обеспечении.
В соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) органы исполнительной власти обязаны были поставить её на учёт для получения жилья и предоставить ей, как сироте, жилое помещение или целевую безвозвратную ссуду на приобретение жилья, однако ответчиком данное обязательство не выполнено, в списки на получение жилья она не включена по настоящее время, в связи с чем, она с четырьмя малолетними детьми осталась без жилья. Ее вины нет в том, что она не была своевременно поставлена на учёт для получения жилья вне очереди. Она не знала о наличии у неё права на жильё, в связи с чем сама не обратилась с ходатайством о постановке на учёт. После её обращения в Администрацию ГО "." в 2012 г. по этому вопросу, ей было отказано в постановке на учёт и выделении жилья.
Представитель Администрации ГО "." начальник жилищно-правового отдела Администрации М. с исковыми требованиями согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит решение Советского районного суда г. Махачкалы от 23.05.2013 года отменить и по делу вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В жалобе приводятся доводы о незаконности решения суда, вынесении его с нарушением норм материального и процессуального права, о необоснованности выводов суда об отказе в связи с достижением ею 23 летнего возраста, т.е. предельного возраста, при котором возможны постановка на учет. Суд признает наличие у нее права на получения жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, однако в удовлетворении исковых требований судом отказано необоснованно.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч. 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года (в ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Из приведенных правовых норм следует, что Закон распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 23 лет, и право на обеспечение жилой площадью у таких детей возникает после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждения, в том числе в учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем достижение 23-летнего возраста не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении жильем.
Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
В нарушении указанных норм орган опеки и попечительства "." и администрация Детского дома, не предприняли никаких мер, по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью ею не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
Принимая во внимание причину, по которой она не была поставлена своевременно на такой учет, обеспечение ее жильем должно миновать стадию постановки на учет.
В судебном заседании ссуда апелляционной инстанции С., пояснила, что до достижения 13 лет она проживала в детском доме, а после забрала к себе тетя без оформления опекунства. Она замужем около 10 лет, имеет на иждивении четверых детей, с которыми проживает на съемной квартире. Собственного жилья ни супруг, ни она не имеют, все прописаны у свекрови, у которой проживают один из сыновей психически больной и другой сын со своей семьей. В администрацию ГО "." не обращалась, поскольку не знала, что не состоит на учете лиц нуждающихся на получение жилья. Их шестеро братьев и сестер. Пока страшим из братьев не выделили жилье в прошлом году она не знала, что не состоит на учете в администрации ГО "." на получение жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации ГО "." М. пояснил, что согласно Постановления N 59-ФЗ администрация обязана принять воспитанников детских домов на учет на получение жилья. С. принята на учет в администрацию ГО "." на получение жилья. В обязанности директора детского дома входит передача личных дел воспитанников в орган опеки и попечительства, и в администрацию города, а далее из республиканского бюджета выделяются средства на приобретение жилья. Личное дело С. не было направлено по назначению.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Суд, отказывая в удовлетворении требований истицы, ссылается на то, что С., хотя имела право как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди после выхода из Детского дома N она на учёт в числе нуждающихся в обеспечении жилой площадью в Администрации "." не была поставлена и суд не принял признание иска представителем ответчика М., ссылаясь на то, что в деле имеется письменный отказ о постановке С. на учёт и в выделении жилья, утверждая, что она давно достигла 23 летнего возраста, до наступления которого Администрация могла бы поставить её на учёт.
Суд также мотивировал тем, что истицей С. не представлены какие-либо достоверные и допустимые доказательства обращения за постановкой на учёт в органе исполнительной власти в качестве лица, которому должны были предоставить вне очереди жилье, при наличии своего права на получение жилья вне очереди, С. в течение длительного времени не обращалась с просьбой поставить её на учёт, в суд обратилась для постановки на учёт после достижения совершеннолетия.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012г.) установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанное право установлено и в ч. 9 ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 (ред. от 11.03.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, по данным жилищно-правового отдела Администрации ГО "." С. в числе лиц, поставленных на учёт для получения вне очереди жилья, не значится.
С. осталась без попечения родителей, и после выхода из Детского дома N в 1990 г. она на учёт на получение жилья вне очереди не встала. В числе нуждающихся в обеспечении жилой площадью в Администрации "." на учет не была поставлена. Свою вину в этом администрация "." признала и признала исковые требования.
Суд первой инстанции не принял признание иска представителем ответчика.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с положениями абзаца 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Установлено на заседании судебной коллегии, что постановлением Администрации городского округа "." РД от 05 августа 2013 года N истица " П. принята на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья, согласно списка".
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представитель ответчика признал исковые требования истицы, признание иска судебная коллегия принимает во внимание и полагает, что иск подлежит удовлетворению, поскольку данное признание иска не противоречит закону и также не нарушает права и законные интересы других лиц и истица не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при вынесении решения не в полной мере учтены требования норм материального и гражданского процессуального законодательства.
Допущенное судом первой инстанции данное нарушение норм закона является основанием к отмене судебного постановления с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь приведенными выше нормами ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ и жилищного законодательства, учитывая, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности иного жилья не имеет, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных С. исковых требований, поскольку нарушено гарантированное право истицы на предоставление жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 мая 2013 года отменить, вынести по делу новое решение.
Удовлетворить иск С. в постановке ее на жилищный учет Администрации городского округа "." Республики Дагестан как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обязать Администрацию городского округа "." предоставить С. жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, предусмотренных законом.
Председательствующий Гаджиев Б.Г.
Судьи Магадова А.В.
Гебекова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.