Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО5 на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2013 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики по непредоставлению ему, исходя из состава его семьи, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, как уволенному сотруднику МВД по Республике Дагестан, и обязании Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики предоставить ему, исходя из состава его семьи, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья с выдачей гарантийного письма, указывая на то, что им 14 мая 2013 года в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан направлены по почте все необходимые документы на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, полагаемой ему как уволенному сотруднику МВД по Республике Дагестан.
Однако заявитель на момент обращения в суд не располагает подтвержденной информацией о предоставлении ему указанной выплаты либо о принятии такого решения.
Полагает, что заинтересованным лицом ему отказано в этом.
Считает этот отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предоставленные ему согласно Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Порядка обеспечения жилыми помещениями на территории Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280.
Решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2013 года постановлено:
"Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в выплате ФИО1, исходя из состава его семьи, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, как уволенному сотруднику МВД по РД незаконным.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ФИО1, исходя из состава его семьи, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья с выдачей гарантийного письма".
В апелляционной жалобе и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО5 поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, обоснованного неправильным истолкованием и применением материального закона, подлежащего применению.
По мнению автора жалобы, судом не исследован порядок жилищного обеспечения граждан, установленный Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, с одной стороны, и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с другой стороны. Не учтено, что исполнители указанных программ разные - полномочия по реализации Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ ст.3 данного закона переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг." в соответствии с п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.
Считает, что решение суда первой инстанции мотивировано стереотипной формулировкой неверного буквального толкования ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ, применяемой судьями судов первой инстанции по данной категории дел.
Так, действие ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации после 1 января 2005 года, не распространяется.
В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, подлежащих увольнению со службы после 1 января 2005 года, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел после 1 января 2005 года, имеют право на получение жилья за счет государства согласно специальному законодательству о соответствующем виде правоохранительной службы и могут его реализовать в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно пп."а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В соответствии с п.18 названных Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. "а" и "б" п. 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
С учетом обстоятельств, состоящих в том, что заявитель уволен из органов внутренних дел после 1 января 2005 года, он не обладает правом на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ.
Неправильное истолкование и применение судом первой инстанции норм Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 приводит к следующему: решением суда от 12 июля 2013 года на Минстрой Республики Дагестан - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации незаконно возложена обязанность жилищного обеспечения истца, которая входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил службу.
Между тем реализация указанной подпрограммы в отношении категорий граждан, предусмотренных подпунктом "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в соответствии с п. 18 тех же Правил входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.
Полагает, что судом первой инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.
Считает, что обжалуемое решение суда принято на основе неверных выводов вследствие ошибочного буквального толкования ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ в отрыве от других вышеприведенных системно взаимосвязанных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не имеется.
Заявитель ФИО1 и представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения адвоката ФИО9 - представителя заявителя ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в пп. "б" п.1 ст.1 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" указано:
обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 ст.15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п.4 ст.15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (п.2.1 введен Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" - порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280 (ред. от 01 марта 2013 года) "Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения основан на неправильном истолковании и применении ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Так, согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным ст.7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу лиц, обеспечиваемых жильем за счет государства, относятся сотрудники органов внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" (с последующими изменениями) в целях обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников, предусматривалось, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (с последующими изменениями), действовавшим на момент возникновения спорного правоотношения, было установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", предусматривает реализацию мероприятий программы, связанных с финансированием за счет средств федерального бюджета, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Основной механизм реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в их число включены в частности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как усматривается из материалов дела, что ФИО1 при увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации имеет все условия, предусмотренные ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета:
- до 1 января 2005 года он принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях;
- правоохранительную службу проходил в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
- имеет продолжительность службы в органах внутренних дел Российской Федерации в календарном исчислении более 10 лет;
- из органов внутренних дел он уволен по состоянию здоровья.
Необходимые документы для производства выплат ФИО1 представлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не основанным на законе и создающим препятствие заявителю в реализации права на обеспечение жильем, а заявление истца - подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в связи с чем суд первой инстанции обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ФИО1 и совместно проживающим членам его семьи единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского и отраслевого законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Магомедова
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.