Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей Гомленко Н.К. и Хираева Ш.М.
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министра труда и социального развития Республики Дагестан Т.А. Махмудовой на решение Кайтагского районного суда от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Джабраилова Агая удовлетворить.
Признать отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 06.12.2012 N12-11/8050 в принятии ученого дела Джабраилова А. на получение жилищного сертификата незаконным.
Обязать Минтруда РД выделить государственный жилищный сертификат ему, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"
Заслушав доклад судьи Сидоренко М.И., объяснения представителя истца Раджабова А.Б., выступавшего на основании ордера N 716 от 04 сентября 2013 года, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джабраилов А. обратился в суд с заявлением о признании отказа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан( далее Минтруд РД) от 06.12.2012г. незаконным и обязании Минтруда РД выделить государственный жилищный сертификат ему, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий с 20.05.1995 года.
Свои требования Джабраилов А. обосновал тем, что он был призван на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987г. из гор. Владикавказ. 26.01.1995г. ему назначили инвалидность по причине увечья, полученного при исполнении военных обязанностей. 30 мая 1995г. он встал на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях в гор. Владикавказ. 04.08.2005 году был снят с регистрационного учета в гор. Владикавказе Республики Северная Осетия и в порядке перевода вместе с сопроводительным письмом NД-92 от 02.08.2005г., зарегистрировался в с. Янгикент Кайтагского района.
Постановлением; главы сел. Янгикент N28 от 25.12.2005г. он был утвержден очередником с 20.05.1995 года на улучшение жилищных условий. Согласно письму Министерства труда и социального развития РД от 18.01.2006г. N64-13/1084 он состоит в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за N2 согласно спискам, представленным МО Кайтагского района. С момента подачи документов в УСЗН при МО "Кайтагский район" поступило пять государственно-жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Однако ему сертификат не был предоставлен. В связи с чем. 04.04.2013 году он обратился с письмом на имя Министра труда и социального развития РД. На данное письмо получил ответ от 19.04.2013г., где указывается, что его учетное дело, представленное в Министерство 20.06.2012г., возвращено для повторного рассмотрения (письмо от 06.12.2012г. N 12-11/8050). Как основания для отказа в рассмотрении вопроса указывается, что постановление главы сельской администрации Янгикент Заирбекова Б. противоречит законодательству, а именно пункту 3 части 1 статьи Жилищного кодекса РФ, поскольку он выехал на место жительства в другое муниципальное образование.
Вместе с тем, он встал на учет в установленном законом порядке и на момент переезда в с. Янгикент Кайтагского района состоял в сводных списках на получение сертификата, однако до сегодняшнего дня не получил положенный ему законом жилищный сертификат.
Тем самым нарушено его конституционное право на получение жилищного сертификата на территории Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр труда и социального развития Республики Дагестан просит отменить решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 27 июня 2013 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Джабраилова А. Данное решение считает незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
Удовлетворяя исковые требования, суд не принял во внимание, что по результатам проверки учетного дела Джабраилова А., представленного в Министерство 20 июня 2012 года администрацией муниципального образования "Кайтагский район" было выявлено, что решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 25 декабря 2005 года, вынесенное главой села Янгикент Заирбековым Б., с датой принятия на учет с 30 мая 1995 года на основании заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося, поданного А.Джабраиловым в 1995 году в администрацию города Владикавказа, противоречит законодательству Российской Федерации (письмо Министерства от 6 декабря 2013 года N 12-11/8050).
Как усматривается из заявления А.Джабраилова, он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в городе Владикавказе Республики Северная Осетия 30 мая 1995 года. Указанные правоотношения на тот момент регулировались Жилищным кодексом РСФСР.
Однако 4 августа 2005 года Джабраилов А. был снят с регистрационного учета в связи с выездом на новое место жительства в с. Янгикент Кайтагского района Республики Дагестан.
На момент вынесения администрацией Кайтагского района постановления N 28 от 25 декабря 2005 года о принятии на учет А.Джабраилова в качестве нуждающегося с 30 мая 1995 года, указанные отношения регулировались Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с изложенным ссылка на то, что на момент принятия его, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указанные правоотношения регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866, является необоснованной. Джабраилов А., должен был обратиться с соответствующим заявлением в администрацию Кайтагского района, а администрация Кайтагского района, в свою очередь, рассмотреть заявление и документы, являющиеся основанием для принятия решения о принятии его на учет в качестве нуждающегося, и принять на учет (при наличии оснований) в установленные законом сроки, но не с 30 мая 1995 года.
Из заявления Джабраилова не усматривается, какие его права и свободы нарушены Министерством, в чем конкретно состоит это нарушение, созданы ли Министерством препятствия к осуществлению Джабраиловым права на получение жилищного сертификата.
Более того, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что Министерство не отказывает Джабраилову А. в предоставлении государственного жилищного сертификата в порядке очередности, в случае, если он имеет право.
На заседание судебной коллегии не явился истец Джабраилов А. и ответчик представитель Министерства труда и социального развития, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, и оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Джабраилов А. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30 мая 1995 г. по месту призыва на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС в г. Владикавказ. При переводе в августе 2002 года он был снят с регистрационного учета в г. Владикавказ и в порядке перевода зарегистрировался в с. Янгикент Кайтагского района.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" с 2011 - 2015 гг." обязательство государства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также по выдаче государственного жилищного сертификата осуществляется только в отношении тех граждан, которые были приняты на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на общих основаниях.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг." установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лица путем обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами.
Материалами дела подтверждено, что Джабраилов А. был поставлен на жилищный учет как инвалид Чернобыльских событий в 1995 г.
Как следует из постановления главы администрации села Янгикент N 28 от 25.12.2005 года Джабраилов А. был утвержден очередником с 30 мая 1995 года, жильем обеспечен не был.
Доводы жалобы Минтруда РД о том, что Джабраилов А. постановлением главы администрации с. Янгикент N 28 от 25.12.2005 г. не подлежал принятию на жилищный учет с 1995 года необоснованны.
Джабраилов А., как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имел право на получение жилищного сертификата в пределах Российской Федерации, был поставлен на жилищный учет в г. Владикавказе, где жильем не был обеспечен.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Джабраилов А. был поставлен на улучшение жилищных условий в 1995 г.
Сторонами в споре не оспаривается также и то обстоятельство, что Джабраилов А. является инвалидом последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Признание судом первой инстанции незаконным отказа Министерства труда и социального развития в предоставлении Джабраилову А. сертификата подтверждается материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что Джабраилов А. неоднократно по рекомендации Минтруда РД и администрации района обновлял документы, подавая заявку на получение жилищного сертификата. В очереди на получение жилищного сертификата находился под N 2.
Представитель Министерства труда и социального развития в суде первой инстанции не отрицал нуждаемость Джабраилова А. в получении государственного жилищного сертификата.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 г. N 283 на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан возложены полномочия по решению вопросов по обеспечению жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф (п.1 постановления).
Довод апелляционной жалобы о том, что на период вынесения постановления администрации Кайтагского района о принятии на учет Джабраилова А. с 30 мая 1995 года, данные правоотношения регулировались Жилищным Кодексом РФ, является несостоятельным, так как отношения, связанные с предоставлением жилья участникам ликвидации аварий на ЧАЭС регулируются Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2008 года N 257 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 866"
Таким образом, право Джабраилова А. на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" 2002 - 2010 г.г. реализовано не было, по причине, не зависящей от воли Джабраилова А.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Поскольку, в силу п. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, судебная коллегия приходит к выводу, что бездействия Министерства труда и социального развития РД в не предоставлении государственного жилищного сертификата Джабраилову А. нарушают его права и законные интересы, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - переезд с одного места жительства на другое.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности судебного решения материалами дела не подтверждаются.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кайтагского районного суда от 27 июня 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра труда и социального развития Республики Дагестан Т.А. Махмудовой - без удовлетворения, изложив решение Кайтагского районного суда от 27 июня 2013 года в следующей редакции:
Признать отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в принятии учетного дела Джабраилова А. на получение жилищного сертификата незаконным.
Признать за Джабраиловым Агаем право на получение государственного жилищного сертификата с учетом состава его семьи в рамках реализации федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан выдать Джабраилову Агаю с учетом состава семьи жилищный сертификат в установленном законом порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.