Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. дело по апелляционной жалобе министра труда и социального развития Республики Дагестан ФИО10 на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 апреля 2013 года по делу по иску ФИО5 к администрации муниципального района "Дербентский район", Управлению социальной защиты населения (далее УСЗН) в МО "Дербентский район" и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее Минтруд Республики Дагестан) об обязании администрации МР "Дербентский район" и УСЗН в МО "Дербентский район" сопроводить учетное дело в Минтруд Республики Дагестан, о признании незаконным бездействие УСЗН в МО "Дербентский район" и Минтруда Республики Дагестан по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе "Жилье" и обязать УСЗН в МО "Дербентский район" и Минтруд Республики Дагестан выдать ему жилищный сертификат по целевой программе "Жилье", согласно нормативу обеспечения жилой площадью в зависимости от состава его семьи, вне очереди,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с заявлением об обязании администрации МР "Дербентский район" и УСЗН в МО "Дербентский район" сопроводить его учетное дело в Минтруд Республики Дагестан, признании незаконными бездействия УСЗН в МО "Дербентский район" и Минтруда Республики Дагестан по выдаче ему жилищного сертификата по целевой федеральной программе "Жилье" и обязании УСЗН в МО "Дербентский район" и Минтруд Республики Дагестан выдать ему жилищный сертификат по целевой федеральной программе "Жилье", согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава его семьи, вне очереди.
В обоснование заявления ссылается на то, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, относится к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Одной из мер социальной поддержки указанной категории граждан является обеспечение из их числа нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз (ст. 15 Закона РФ N 1244-1 от 15. 05. 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
С 1996 года он собирал документы для постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 2001 года состоит на учете администрации МР "Дербентский район" в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, после чего неоднократно обновлял документы в учетном деле, неоднократно создавались комиссии для проверки его жилищных условий. Но дальше сбора документов для выдачи жилищного сертификата дело не двигается. Администрация МР "Дербентский район", УСЗН в МО "Дербентский район", Минтруд Республики Дагестан бесконечно требуют обновления документов, что делается намеренно, нарушая его конституционное право на улучшение жилищных условий, гарантированное вышеуказанными законами и жилищным законодательством.
С 2009 года его учетное дело, полностью укомплектованное, находилось в Минтруде Республике Дагестан, летом 2012 года оно было возвращено в УСЗН МО "Дербентский район", в связи с тем, что необходимо было доукомплектовать его "свежими документами". Он представил выписку из похозяйственной книги со списком членов семьи, уведомление из Росреестра, справку из ГУ "Дагтехинвентаризация", а так же решение Дербентского районного суда Республики Дагестан о том, что его снохи и внуки являются членами его семьи и другие документы, которые у него потребовали в администрации.
Однако, собрав и укомплектовав его учетное дело, администрация не направляет его в Минтруд Республики Дагестан, объяснив ему устно, что для этого нужно согласование в УСЗН, а УСЗН свое согласование не дает. Граждане, вставшие на учет в более позднее время, уже получили сертификаты. Такое положение дел создает неблагоприятную и нервозную остановку для него, подрывает и без того слабое здоровье.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 апреля 2013 года постановлено:
"Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Обязать администрацию МР "Дербентский район" и Управления социальной зашиты населения в МР "Дербентский район" сопроводить учетное дело ФИО5 в Министерство труда и социального развития РД.
Признать незаконными бездействия Управления социальной защиты населения в МР "Дербентский район" и Министерство труда и социального развития РД по выдаче ФИО5 жилищного сертификата по целевой федеральной программе "Жилье".
Обязать Управление социальной защиты населения в МР "Дербентский район" и Министерство труда и социального развития РД выдать ФИО5, жилищный сертификат по целевой федеральной программе "Жилье", согласно нормативу обеспечения общей жилой площадью в зависимости от состава моей семьи, вне очереди".
В апелляционной жалобе министра труда и социального развития Республики Дагестан ФИО10 ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что в соответствии с п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее также - Правила) оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.
Согласно п.26 Правил сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом, в соответствии с п.19 Правил, для участия в подпрограмме ФИО5 должен представить в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N1(1) с приложением всех необходимых документов.
Пунктом 21 Правил установлено, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, перечисленные в п.44 Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п.44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Автор жалобы указывает, что законодательством установлен определенный порядок выдачи сертификатов, согласно сведениям, представленным администрацией МР "Дербентский район" ФИО5 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 10 ноября 1995 года. При этом суд не принял во внимание то обстоятельство, что Министерство не отказывает ФИО5 в предоставлении государственного жилищного сертификата в порядке очередности.
Вынося решение, обязывающее Министерство выдать ФИО5 государственный жилищный сертификат, суд не принял во внимание, что государственные жилищные сертификаты данной категории граждан предоставляются строго в соответствии с Правилами.
Кроме того, суд, возлагая на Министерство обязанность выдать государственный жилищный сертификат ФИО5, не указав конкретные сроки выдачи Министерством сертификата, приведет к тому, что ФИО5 будет иметь право претендовать на получение сертификата во внеочередном порядке, в то время, как он имеет право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности. Данное обстоятельство противоречит ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации, согласно которой, все равны перед законом и судом и послужит основанием для обращения в судебные органы других граждан для получения государственных жилищных сертификатов во внеочередном порядке.
В суде апелляционной инстанции представитель Минтруда Республики Дагестан ФИО11 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, приведённым в ней.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МР "Дербентский район" ФИО12, заявитель ФИО5 просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст.14 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, являющимся инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется (п.2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 года N 505 "Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федерации, ставших инвалидами и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в целях ускорения обеспечения благоустроенной жилой площадью, нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, Правительство Российской Федерации постановило принять предложение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о введении жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поручило Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предусматривать начиная с 1996 года средства на погашение жилищных сертификатов, выдаваемых указанной в пункте 1 настоящего Постановления категории граждан, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года.
В соответствии с подпунктом "е" п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, имеют право на участие в данной подпрограмме.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формирование списков граждан -получателей государственных жилищных сертификатов о выделении социальных выплат на приобретение жилья осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В соответствии с п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
В соответствии с п.36 этих же Правил оформление и выдача сертификатов должна осуществляться - органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей государственных жилищных сертификатов по данной категории.
Согласно удостоверению участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии Б N 056953 от 10 августа 2005 года и справки об инвалидности МСЭ-010 N 484124 от 16 апреля 2001 года ФИО5 является инвалидом 2-ой группы вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС.
Из материалов дела следует, что согласно списку очередности инвалидов-ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащих обеспечению благоустроенной жилой площадью, утвержденных главой администраций МР "Дербентский район" в 1998 году, под N 17 указан истец ФИО5, как принятый на учет с 10 ноября 1995 года, номер льготной очереди 509/3.
Распоряжением администрации МР "Дербентский район" от 23 апреля 2002 года за N 342 "а" "Об утверждении очередности на улучшение жилищных условий участников ликвидации последствий на "Чернобыльской АЭС" истец ФИО5 признан принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2001 года.
УСЗН в МО "Дербентский район" 13 июня 2012 года обратилось письмом за N 6225 к главе администрации МР "Дербентский район" с просьбой о снятии с учета граждан, согласно приложения N 1, в котором указаны 26 человек, в том числе под N 17 указан истец ФИО5 по тем основаниям, что ими проверены и уточнены сведения по ликвидаторам последствий аварии на ПО "МАЯК" и на ЧАЭС, претендующих на получение сертификатов, на улучшение жилищных условий.
Указанное обращение УСЗН в МО "Дербентский район" судом первой инстанции правильно признано незаконным.
Согласно ст.55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающиеся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Что касается граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, то основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 6 (часть 2) Вводного закона.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что незаконное обращение УСЗН в МО "Дербентский район", в администрацию МР "Дербентский район" для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, без учета оснований предусмотренных п.1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, привело к нарушению прав заявителя.
Из представленных в суд администрацией МР "Дербентский район" сведений о гражданах, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Дербентскому району, утвержденных главой администрации МР "Дербентский район" от 23 апреля 2002 года следует, что в список включены 26 человек и указана дата постановки их всех на учет "2001 год".
Из представленных в суд администрацией МР "Дербентский район" сведениях о гражданах, получивших в 2009 и 2012 годах государственные жилищные сертификаты по Дербентскому району, видно, что из данного списка жилищные сертификаты получили 10 лиц, которые состояли в очереди после ФИО5
Так, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и другие состояли на учете с 2001 года. Все указанные лица, получившие ГСЖ, по данным спискам состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года, то есть позже ФИО5, который стал на учет с 10 ноября 1995 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о незаконности бездействия УСЗН МО "Дербентский район", выразившегося в не направлении учётного дела ФИО5 в Минтруд Республики Дагестан, и бездействия Минтруда Республики Дагестан, выразившегося в не выполнении предусмотренных законом обязанностей по оформлению и выдаче ФИО5 жилищного сертификата по целевой федеральной программе "Жильё".
Довод жалобы о том, что указание в решении об обязании выдать ФИО5 жилищный сертификат вне очереди приведёт к нарушению принципа равенства всех перед законом, закреплённого Конституцией Российской Федерации, является не состоятельным.
Судом установлено, что жилищные сертификаты получили лица, стоявшие в очереди после ФИО5
В связи с чем, судебная коллегия считает, что указание на выделение жилищного сертификата во внеочередном порядке при указанных обстоятельствах не влечёт нарушения прав других лиц.
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
Оснований для иной оценки доказательств, для вывода о не исследованности имеющих юридическое значение для дела обстоятельств, судебная коллегия не находит.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст.330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 05 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.