Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.,
при секретаре судебного заседания З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на решение федерального суда Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан 30 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования М., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении М. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья М., в соответствии с составом его семьи".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Магадовой А.В., объяснение представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Л. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения М., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, обязании включить в список уволенных сотрудников МВД Российской Федерации по Республике Дагестан для участия в подпрограмме "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем".
В обоснование иска указано, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, уволен "дата" по ограниченному состоянию здоровья с выслугой лет в календарном исчислении 15 лет 02 месяца 29 дней. Исходя из того, что имеет все условия для обеспечения жилым помещением в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, обратился в Минстрой РД с заявлением об обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Ответчик своим письмом от 09.04.2013 года N 05.2-1504, отказал ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения со ссылкой на пункт 5 предписания Министерства регионального развития РФ от 28 апреля 2012г. N 10237-ИПУ005, в котором утверждается, что действие статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после 1 января 2005 года, не распространяется. Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел, в зависимости от даты увольнения - до или после 1 января 2005 года.
Считает, что имеет все критерии для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, и потому отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД является незаконным.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлены порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих и членов их семей (далее - федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ). Положениями статьи 2 этого закона порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих распространены на граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях совместно с членами их семей до 1 января 2005 года, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В судебном заседании истец просил удовлетворить иск по изложенным основаниям.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, требования истца не признали, просили в удовлетворении требования отказать по доводам, изложенным в возражении.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом допущено неправильное истолкование и применение материального закона, подлежащего применению.
"Из буквального толкования статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ следует, что на иные категории граждан, приравненные к военнослужащим, не распространено действие пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", содержащего условие о том, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, и распространено быть не может.
Указанный пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по мнению суда, распространяется именно на военнослужащих, а не на иные категории граждан, приравненные к ним в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года. Следовательно, Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после 1 января 2005 года ... Решение Минстроя РД об отказе в предоставлении заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения основаны на ошибочном толковании и применении статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ и Правил учета военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054".
Из приведенного обоснования обжалуемого решения суда вытекает, что Минрегион России и Минстрой РД, реализующие федеральный закон от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ более двух лет в отношении десятков тысяч граждан указанных в нем категорий, ошибаются, а судья по результатам получасового судебного заседания истолковал указанный закон правильно.
Наоборот, судом неправильно истолкован точный смысл, приданный законодателем федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, что указан им в возражениях от 28.05.2013 г. N 04.2-2391, которым в решении суда от 30.05.2013 г. в нарушение требований статей 68 и 198 ГПК РФ соответствующая оценка не дана.
Правильное буквальное толкование федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ очевидно из следующего.
Федеральный закон от 08.12.2012 г. N 342-ФЗ ? это закон обратной силы, регулирующий правоотношения, возникшие до 1 января 2005 года. Данный закон принят во исполнение пункта 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П в целях устранения правовой дискриминации в формах жилищного обеспечения категории граждан, уволенных с военной службы, вставших на жилищный учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года (право на получение лишь государственного жилищного сертификата), в отличие находящихся в равных условиях граждан, уволенных после 1 января 2005 года (право на получение по выбору гражданина жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (ЕДВ).
В целях устранения указанного пробела в правовом регулировании внесены следующие юридические изменения.
Согласно пункту 1 статьи 1 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ в связи с его принятием признан утратившим силу с 01.01. 2011 г. абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавший с 1 января 2005 года до 1 января 2011 года, имел формулировку следующей редакции:
"2.Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет".
Вместо признанного утратившим силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" эта статья дополнена пунктом 2.1 для обеспечения права на жилье бывших военнослужащих, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями которых распространены статьей 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ на лиц, приравненных к статусу военнослужащих. В порядке этих нововведений с 1 января 2011 года обеспечивается жилыми помещениями именно та категория граждан, которая была указана в утратившем силу абзаце 2 пункта 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Указанными нововведениями закона изменена лишь форма жилищного обеспечения той же категории граждан - вместо государственных жилищных сертификатов (ГЖС) введено предоставление по выбору гражданина жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (ЕДВ). Тем самым устранена существовавшая необоснованная дифференциация в праве на выбор формы жилищного обеспечения категорий граждан, уволенных со службы до 1 января 2005 года, по сравнению с теми, кто увольняется после 1 января 2005 года.
Из анализа приведенных юридических изменений законодательства однозначно следует, что обязательными условиями наличия права на обеспечение жилыми помещениями по федеральному закону от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ являются увольнение до 01 января 2005 года по одному из трех указанных в законе оснований и принятие до 01 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054.
Неудачность формулировок, допущенная законодателем при конструировании положений статьи 2 федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, приводит к неоднозначному толкованию и судебным ошибкам. Кроме того, решение суда от 30.05.2013 г. по спору, сопряженному с истолкованием и применением совокупности актов материального права, регулирующих жилищные права бывших военнослужащих и приравненных к ним лиц, вынесено без надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству, оглашено по результатам первого же судебного заседания без исследования их доводов;
не рассмотрено их ходатайство об истребовании из Администрации МО СП "." "адрес" учетного жилищного дела в отношении истца для исследования в контексте их довода о том, что представленная истцом выписка из постановления Администрации МО СП "." "адрес" о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях подтверждает факт принятия его на учет как действующего сотрудника ОВД на общих основаниях, а не в порядке Правил N 1054, что дает право на получение жилого помещения только из муниципального жилого фонда и не дает права на обеспечение за счет средств федерального бюджета;
не рассмотрено их ходатайство о процессуальной замене ненадлежащего ответчика Минстроя РД на надлежащего - МВД по РД;
не привлечены к участию в деле третьи лица - Минрегион России и ФКУ "Объединенная дирекция", участие которых было обязательно для всестороннего и полного исследования существа спора.
Как указано в жалобе, приведенные нарушения повлияли на исход дела - решением суда от 30.05.2013г. на Минстрой РД незаконно возложена обязанность предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения гражданину, не относящемуся к категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями по федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, право на обеспечение жильем которого по специальному законодательству входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти.
Решение суда от 30.05.2013 г. противоречит также судебной практике по данной категории дел в других регионах Российской федерации. Судьей игнорировано преюдициальное значение правильного истолкования и применения федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ в судебных постановлениях судов апелляционных инстанций ряда регионов Российской Федерации, приложенных к нашим возражениям от 28.05.2013 г. N 04.2-2391. Это свидетельствует о нарушении принципа единообразия судебной практики по одной и той же категории дел.
Таким образом, налицо применение закона путем его явного неправильного истолкования, нарушение норм процессуального права, что согласно статье 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В возражении на апелляционную жалобу истец М. просит оставить решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 мая 2013 года без изменения, а апелляционную жалобу Минстроя РД от 20 июня 2013 года без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 15.1 того же Федерального закона устанавливаются нормы предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" распространяет на другие категории граждан только порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей. При этом данная отсылочная норма не распространяет другие нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", в частности пункт 2 статьи 15, устанавливающий разный порядок обеспечения жильем граждан уволенных со службы до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 года, на этих граждан.
Сам Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280 утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, который также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнении со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 года.
В пункте 5 предписания Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 апреля 2012 года N 10237-ИП/005 утверждается, что " ... в нарушение пункта 2 и пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были включены в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилья за счет федерального бюджета по Республике Дагестан, 124 гражданина, уволенных после 1 января 2005 года из органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечение жильем которых должно производиться федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили службу ... ".
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное предписание, со ссылкой на которое истцу отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону.
Указанное предписание не является подзаконным актом, в нем приведены ошибочные и произвольные толкования Федеральных законов, комментирование которых не относится к компетенции его составителя и, что Минстрой Республики Дагестан не обязан был его исполнять, следуя правильному применению действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что заявитель состоит на специальном учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 1998 N 1054, поскольку нахождение заявителя в органах местного самоуправления на учёте по общим основаниям не даёт ему права на обеспечение жилыми помещениями по федеральному закону N 342 -ФЗ, судебная коллегия считает необоснованными. Довод апелляционной жалобы о том, что Минстроем РД истцу заявлен отказ на основании предписания от 28 апреля 2012 г. N 10237-ИП/005 Минрегиона России и ФКУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, то есть заявителем по существу оспаривается их решение, поэтому их участие при рассмотрении дела обязательно, не может служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, М. принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 года; проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета, имеет продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет, уволен со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ. Заявителем представлены в суд доказательства, свидетельствующие о наличии у него права на получение единовременной выплаты на строительство (приобретение) жилья, которые исследованы судом первой инстанции, и указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и доказательств обратного в суд не представили.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда о том, что заявитель имеет все условия для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, является обоснованным.
При таких обстоятельствах законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не вызывает сомнений и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Дагестан от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД С. - без удовлетворения.
Председательствующий Гаджиев Б.Г.
Судьи Магадова А.В.
Гебекова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.