Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. дело по апелляционной жалобе ФИО4 - представителя ОАО "Дагэнергосеть" на решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 08 июля 2013 года по делу по иску прокурора г.Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" о признании незаконным бездействия по не принятию мер по противодействию терроризму и экстремизму, обязании принять меры по противодействию терроризму и экстремизму.
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" о признании незаконным бездействия по принятию мер по противодействию терроризму и экстремизму, обязании принять меры по противодействию терроризму и экстремизму.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствие с указанием прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой г.Дагестанские Огни с привлечением ОМВД России по г.Дагестанские Огни проведена проверка на предмет противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов энергетики.
На поднадзорной территории функционирует электроподстанция - производственный участок Дербентских электрических сетей ПС 110/6 кВ "Огни", расположенная по ул.Асретова, г.Дагестанские Огни.
На вышеуказанный объект имеется паспорт антитеррористической защищенности объекта, согласованный с руководителями межрайонных правоохранительных органов.
Вместе с тем, как показала проверка, на электроподстанции отсутствует тревожная кнопка с выводом на централизованный пульт, на территории не проведены дополнительные ограждения (АСКЛ, Егоза, колючая проволока в 3 ряда)
Кроме того, отсутствуют специальные средства оповещения, периметральная охранная сигнализация, а также технические средства видеонаблюдения (видеокамеры, датчики движения). На низком уровне налажена охрана и защита объекта.
Выявленные нарушения не соответствуют требованиям Типовой инструкции по организации защиты объектов промышленности, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса на территории Республики Дагестан от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанной Советом безопасности Республики Дагестан - Республиканской Антитеррористической комиссией.
Неисполнение должностными лицами ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" требований закона в сфере противодействия и профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, создает угрозу нарушения конституционных прав граждан.
Решением Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 08 июля 2013 года постановлено:
"Иск прокурора г.Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
1.Признать бездействие ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" не соответствующим закону.
2.Обязать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" принять меры по противодействию терроризму и экстремизму, согласно инструкции по организации охраны жизнеобеспечивающих объектов от преступных посягательств".
В апелляционной жалобе ФИО4 - представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" содержится просьба об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы указывается, что охрана на подстанции "Огни" 110/6 кВ осуществляется физическими средствами работниками охранной службы ЧОП, которые при себе имеют огнестрельное оружие, средство оповещения в случае чрезвычайной ситуации. Проводятся профилактические мероприятия, включающие в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков, своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект.
Указывает, что в соответствии с приказом министра энергетики Российской Федерации Шматко С.И. от 10 февраля 2012 года N 48 "Об утверждении методических рекомендации по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию, принятого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" предусмотрено, что электрические подстанции, запитывающие критически-важные объекты к указанной категории не относятся. Подстанция "Огни" не подлежит обязательной государственной охране. Согласно протоколу выездного заседания Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан N33-05/3 утвержден перечень объектов в Республике Дагестан, подлежащих категорированию и требующих усиленной охраны. В соответствии с данным протоколом подстанция "Огни" не входит в категорию объектов, требующих усиленной охраны, не является объектом, подлежащим категорированию и не является объектом, запитывающим критически-важные объекты.
Ссылается на то, что проводимая прокуратурой проверка состоялась без уведомления и привлечения правомочных представителей, компетентных заниматься безопасностью объектов ОАО "Дагэнергосеть". С актами проверки ОАО "Дагэнергосеть" не ознакомлено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, ФИО1 П.А. - помощник прокурора г.Дагестанские Огни просит решение первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в решении суда, в котором подробно изложены причины удовлетворения исковых требований прокурора.
Прокурор Республики Дагестан и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся сторон.
В суде апелляционной инстанции ФИО5 - представитель ОАО "Дагэнергосеть" поддержала апелляционную жалобу и просила удовлетворить её по приведённым в ней основаниям.
В суде апелляционной инстанции ФИО6 - старший помощник прокурора г.Дагестанские Огни просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора г.Дагестанские Огни, суд исходил из того, что ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" не приняты меры по обеспечению антитеррористической защищённости объекта - электроподстанция - производственный участок Дербентских электрических сетей ПС 110/6 кВ "Огни", расположенного по ул.Асретова, г.Дагестанские Огни, и признал указанное бездействие ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" незаконным, обязав принять меры по противодействию терроризму и экстремизму, согласно инструкции по организации охраны жизнеобеспечивающих объектов от преступных посягательств.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Основанием для обращения прокурора в суд явилось то, что при эксплуатации объекта - электроподстанция - производственный участок Дербентских электрических сетей ПС 110/6 кВ "Огни" должностными лицами ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" не исполнены требования закона в сфере противодействия и профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
При этом исковое заявление не содержит указание на нарушение конкретной нормы конкретного федерального закона, допущенного должностными лицами ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", имеется лишь ссылка на ненормативный правовой акт - Типовую инструкцию по организации защиты объектов промышленности, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса на территории Республики Дагестан от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанной Советом безопасности Республики Дагестан - Республиканской Антитеррористической комиссией.
Между тем, из смысла исковых требований вытекает, что правовым основанием для обращения прокурора в суд с данным иском послужили, нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 5 этой же статьи по окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.
Согласно этому Положению для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.
Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.
Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Комиссию возглавляет руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса.
Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
Приказом министра энергетики Российской Федерации Шматко С.И. от 10 февраля 2012 года. N 48 утверждены "Методические рекомендации по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию", разработанные в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Из приведенных правил видно, что не всякий объект топливно-энергетического комплекса становится объектом обеспечения мер противодиверсионной и антитеррористической защиты и подпадает под действие названного Федерального закона, для обеспечения на объекте топливно-энергетического комплекса указанных мер защиты он должен быть включен в утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации Перечень объектов, подлежащих категорированию.
Такой Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию и требующих усиленной охраны определен протоколом выездного заседания Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан от 29 октября 2012 года N 33-05/3 и утвержден Президентом Республики Дагестан - председателем Антитеррристической комиссии в Республике Дагестан ФИО7
В данный Перечень объектов электроподстанция - производственный участок Дербентских электрических сетей ПС 110/6 кВ "Огни" не включена, то есть этот объект не является объектом, подлежащим категорированию и не отнесен к категории опасных.
Отсюда следует, что на ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" не могут быть возложены обязанности по обеспечению безопасности объекта энергоснабжения по правилам Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и с применением его норм.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, в решении не указал, в чем выразилось бездействие ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта электроподстанция - производственный участок Дербентских электрических сетей ПС 110\6 кВ "Огни", требованиям каких конкретных норм права не соответствуют его действие или бездействие, какие нарушения и каких конкретных норм закона при эксплуатации подстанции "Огни" подлежат устранению.
Таким образом, те правовые основания, которые приведены прокурором и на которые сослался суд, не могут свидетельствовать о незаконности действия (бездействия) должностных лиц ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", в связи с чем суд не имел правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Соответственно, решение суда подлежит отмене по мотивам неправильного толкования норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильной оценки установленных обстоятельств.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выяснены при апелляционном рассмотрении дела, эти обстоятельства не дают основания для вывода о том, что действия (бездействие) должностных лиц ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" не соответствуют нормативным актам, на которых основаны требования прокурора, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора следует отказать, приняв таким образом новое решение по делу.
При наличии у прокурора оснований для обращения в суд с применением других нормативных актов, он вправе обратиться в суд с соответствующим обоснованием своих требований, настоящее апелляционное определение не является препятствием к этому.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Дагогнинского городского суда Республики Дагестан от 08 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора г.Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" о признании незаконным бездействия по не принятию мер по противодействию терроризму и экстремизму, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасного функционирования подстанции 110/6 кВ "Огни", расположенного в г.Дагестанские Огни ул.Асретова, и обязании ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" ОАО "Дагэнергосеть" и Производственный участок Дербентские Электрические сети ОАО "Дагэнергосеть" устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению безопасности функционирования подстанции 110/6 кВ "Огни", расположенного в г.Дагестанские Огни, ул.Асретова, отказать.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.