Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Джарулаева А.К.,
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Билаловой Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ахмедова М.А. на решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 19 июня 2013 года по иску Ахмедова М.А. к МРИ ФНС России N 1 по Республике Дагестан об отмене приказа N РМ-18-2/02 от 02.04.2013 года "О назначении ответственных лиц в ТОРМ-ах".
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя МРИ ФНС России N 1 по РД Фатуллаева М.Н. и начальника МРИ ФНС России N 1 по РД Мирземагамедова Р.Н., просивших оставить решение суда без изменения, объяснения Ахмедова М.А., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов М.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России N1 по Республике Дагестан об отмене приказа начальника МРИ ФНС России N1 по Республике Дагестан от 02 апреля 2013 года за N РМ -18-2/02.
Приказом начальника Магарамкентской межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Дагестан Мирзамагомедова Р.Н. от 2 апреля 2013 года за N РМ -18 -2/02 он был исключен из числа работников Ахтынского ТОРМ-а (территориально - обособленных рабочих мест) и переведен в центральный аппарат, располагающийся в селении Магарамкент, т.е. в 80 километрах от прежнего места работы.
Он считает приказ о назначении ответственных лиц в ТОРМ-ах незаконным, поскольку, по его мнению, работодатель не имел никаких оснований для самовольного назначения ответственных лиц в ТОРМ-ах.
В июне месяца 2011г. начальник МРИ ФНС России N 1 по РД
Мирзамагомедов Р.Н. проводил изменения в структуре инспекции и сократил
должность начальника отдела выездных налоговых проверок N 2, то есть
его должность, хотя он не имел никаких оснований в середине 2011 года в
утвержденную структуру ФНС России по РД внести изменения. Ему
предложили должность заместителя начальника отдела выездных налоговых проверок, где он работал до 27 декабря 2012г.
Одновременно приказом от 22 февраля 2012г. за N РМ - 9 - 1/02 его
освобождают как ответственного за Ахтынским ТОРМ-ом и он числился как один из работников Ахтынского ТОРМ-а.
В январе 2013г. Мирзамагомедов Р.Н. опять понижает его по должности и назначает главным госналоговым инспектором отдела контрольной работы.
09 апреля 2013года Мирземагомедов Р.Н. на совещании озвучил оспариваемый приказ за N РМ - 18 - 2/02, согласно которому он был исключен из числа работников Ахтынского ТОРМа, хотя в этом приказе в Ахтынском ТОРМе Мирземагомедов Р.Н. оставляет старшего госналогового инспектора отдела контрольной работы Асалиева Д.М. жителя "адрес", а его жителя с "адрес" своим приказом Мирземагомедов Р.Н. заставляет ехать каждый день за 80 км, в селение. Магарамкент.
Он считает, что ТОРМ-ы созданы для облегчения работы налогоплательщиков с налоговыми органами. Вместо этого его заставляют ежедневно приезжать на работу в центральный офис налоговой инспекции в селении Магарамкент.
По его мнению, оспариваемый приказ начальника МРИ ФНС России N 1 по РД Мирземагомедова Р.Н. от 02.04.2013г. за N РМ -18 - 2/02 противоречит приказу Федеральной налоговой службы России от 17.10.2005г. за N САЭ - 3 - 25/512@ согласно которому территориально-обособленные рабочие места (ТОРМ) создаются с целью сокращения расходов инспекции на обеспечение повседневной деятельности, предоставления наиболее благоприятных условий для налогоплательщиков.
Все эти нарушения доказывают неприязненное отношение к нему со стороны ответчика и желание любой ценой освободить его от занимаемой должности, чтобы принять на его место нового человека.
Решением Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 19 июня 2013 года постановлено: "в удовлетворении иска Ахмедова М.А. к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Дагестан об отмене приказа N РМ-18-2/02 от 02.04.2013 года "О назначении ответственных лиц в ТОРМ-ах отказать".
С указанным решением не согласен Ахмедов М.А., просит его отменить и вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судья при рассмотрении дела не проявил объективность и беспристрастность, все собранные по делу материалы и доказательства оценил в одностороннем порядке в пользу ответчика. При оценке исследованных в суде доказательств нарушил принцип относимости и допустимости доказательств, оставил без должного внимания и надлежащей оценки, представленные им доказательства.
Не указав в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов судьи, другие доказательства им отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Судом нарушено состязательность и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Суд, выступал на стороне ответчика, и не оказывал ему, участвующим в деле, содействие в реализации его права, не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешения гражданского дела.
С 1 января 2013г. были упразднены два отдела: - отдел выездных налоговых проверок, где работал я и отдел камеральных налоговых проверок. Вместо них был создан один отдел, отдел контрольной работы и он продолжал в этом отделе работать на предложенной ему начальником инспекции должности главного государственного налогового инспектора в соответствии с приказом от 20.05.2013г. NРМ-29-2/02 и его должностной регламент предусматривает те же должностные функции которые выполнял когда был заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок, проведение выездных налоговых проверок в любом из четырех подконтрольных районов МРИ ФНС России N 1 по РД. Когда он был заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок, он проводил проверки в любом из четырех районов, например в Ахтынском, Рутульском, Магарамкентском или Докузпаринском районах, в принципе в его должностном регламенте ничего не изменилось. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводиться по месту нахождения налогового органа, т.е. в Ахтынском ТОРМЕ, а не только в офисе налогоплательщика как говорит руководитель Межрайонной инспекции. И это за весь период его работы на Ахтынском ТОРМЕ для него не было проблемой, а руководитель Межрайонной инспекции в этом видит проблему. И эту же работу он выполнял, находясь на различных должностях с июня 2004 г. на Ахтынском ТОРМЕ, т.е. со дня преобразования Межрайонной инспекции МНС России N 1 с центром в с.Ахты в Межрайонную инспекцию МНС России N 21 по РД с центром в сел. Магарамкент.
В описательной части решения указано, что были уволены по сокращению штатов в том числе, и работники, закрепленные за ТОРМами приказом от 22 февраля 2012г. NРМ-9-1/02.
В соответствии с вышеназванным приказом за Ахтынским ТОРМом были закреплены следующие работники:
1. А.З.З. - главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками -ответственный по ТОРМу;
2. А.Д.М. - старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок;
3. А.М.А. - заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок;
4. С.А.М. - старший государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками;
5. П.Н.Ш. - старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок;
Из них по сокращению штатов уволились С.А.М. - старший государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; П.Н.Ш. - старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок;
Остались на Ахтынском ТОРМе после сокращения следующие работники;
1. А.З.З. - главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками -ответственный по ТОРМу;
2. А.Д.М.-старший государственный налоговый инспектор отдела контрольной работы;
З. А.М.А. - главный государственный налоговый инспектор отдела контрольной работы;
Руководитель инспекции должен был издать приказ с учетом сокращенных работников ТОРМа, но почему-то издает приказ за N РМ -18-2/02 от 02.04.2013г., где он был исключен из числа работников Ахтынского ТОРМа.
Во-вторых, ссылка суда в описательной части решения на то, что руководителем инспекций дано право, а не обязанность создавать территориально обособленные рабочие места в пределах штатной численности и фонда оплаты труда с возложением на них отдельных функций не состоятельны, поскольку раньше на территории Докузпаринского района РД находился Докузпаринский ТОРМ с численностью работников двух человек для обслуживания налогоплательщиков этого района. Руководитель Мирзамагомедов Р.М. ликвидировал этот ТОРМ и старшего госнологового инспектора отдела контрольной работы жителя "адрес" А.Д.М. 2, который обслуживал налогоплательщиков Докузпаринского района назначили в Ахтынскии ТОРМ, а его работника Ахтынского ТОРМа проживающего в "адрес" своим приказом заставляет ехать за 80 км. в центральный офис инспекции село Магарамкент.
В возражениях начальника МРИ ФНС России N 1 по РД и старшего помощника прокурора Магарамкентского района РД содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, письмом зам. руководителя советника налогов службы РФ 1ранга Ш.Н. Гасанова от 20.10.2005 года руководителям МРИ ФНС по РД направлен приказ ФНС России от 17.10.2005г. N САЭ-3-25/512 "Об организации деятельности территориально обособленных рабочих мест инспекции ФНС России межрайонного уровня". В указанном письме руководителей МРИ ФНС России по РД обязывают обеспечить безусловное исполнение п. 2 и 3 настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной налоговой службы от 17 октября 2005 года N САЭ-3-25/512 "Об организации деятельности территориально обособленных рабочих мест инспекции ФНС России межрайонного уровня" руководителям инспекции ФНС России межрайонного уровня разрешено создавать территориально обособленные рабочие места в пределах штатной численности, и фонда оплаты труда с возложением на них отдельных функций согласно утвержденному перечню. По согласованию с руководителями управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации осуществлять организацию деятельности ТОРМ в соответствии с Рекомендациями по определению численности и организации деятельности территориально обособленных мест инспекций ФНС России межрайонного уровня.
По смыслу данного пункта Приказа следует, что руководитель инспекций наделен правом, но не обязанностью создавать территориально обособленные рабочие места в пределах штатной численности и фонда оплаты труда с возникновением на них отдельных функций.
В п. 4 Рекомендаций по определению численности и организации деятельности территориально обособленных рабочих мест инспекций ФНС России межрайонного уровня указано, что для предоставления наиболее благоприятных условий для налогоплательщиков целесообразно обеспечить обязательное присутствие на ТОРМ не менее двух сотрудников.
Приказом Управления ФНС России по РД от 24.10.2012 г. N 03- 02/1000 с 1 января 2013 года установлена предельная численность работников Магарамкентской межрайонной инспекции ФНС России N1 по Республике Дагестан в количестве 37 человек, вместо ранее имевшегося количества работников 56 человек. Таким образом, количество работников межрайонной инспекции одним разом было уменьшено на 19 человек. Соответственно эти 19 работников подлежало увольнению по сокращению штатов.
На основании указанного приказа УФНС Межрайонной ИФНС России N1 по РД было проведено сокращение штата работников в инспекции приказом от 02.11.2012 года N РМ-95-1/02 "Об утверждении штатного расписания Межрайонной инспекции ФНС России N1 по РД", согласно которому были упразднены несколько отделов, в том числе и отдел выездных налоговых проверок, где работал Ахмедов М.А., а предельная численность инспекции была снижена на 19 человек.
Во исполнение вышеуказанных приказов были уволены по сокращению штатов, в том числе и работники, закрепленные за ТОРМ-ами, приказом от 22 февраля 2012 года NРМ-9-1/02, а соответственно возникла необходимость изменить указанный приказ. Таким образом, был издан приказ N РМ-18-2/02 от 02.04.2013 года о назначении ответственных лиц в ТОРМ-ах.
Поскольку руководитель Магарамкентской межрайонной инспекции ФНС России N 1 по РД наделен правом создавать территориально обособленные рабочие места в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, которая (штатная численность) была снижена на 19 человек, а в Рекомендациях указано о целесообразности обеспечить обязательное присутствие на ТОРМ не менее двух сотрудников, что и было сделано руководителем Магарамкентской межрайонной инспекции ФНС России N 1 по РД, судебная коллегия считает, что оспариваемый приказ издан в соответствии с законом.
Кроме того, в связи сокращением предельной численности инспекции Ахмедову М.А. предложена должность главного государственного налогового инспектора отдела контрольной работы, в обязанности которого входит проведение контрольных проверок по всем четырем районам. При этом его рабочее место не может находиться в Ахтынском ТОРМ-е.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 19 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахмедова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.