Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 10 октября 2013 года по апелляционным жалобам администрации городского округа "город Дербент" и муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" на решение Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "город Дербент", муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Полигон" в непринятии мер по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов, приостановлении деятельности муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Полигон".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Аскендерова Р.Я.- представителя муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис", просившего удовлетворить апелляционную жалобу, Магомедэминова М.А.- представителя прокуратуры Республики Дагестан, просившего отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа "город Дербент", муниципальному унитарному предприятию "Дербентсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании незаконным бездействия администрации городского округа "город Дербент", которое заключается в непринятии мер по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории городского округа "г. Дербент", в том числе:
организации полигона твердых бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "город Дербент" Республики Дагестан, как объекта гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную
документацию, санитарно-эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов;
организации эксплуатации полигона муниципальным унитарным предприятием "Дербентсервис" и обществом с ограниченной ответственностью "Полигон" в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением разрешительной документации на осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, на основании разработанного регламента и режима работы, инструкции по приему бытовых отходов;
организации разработки и утверждения в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
определению порядка сбора отходов на территории ГО "город Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека,
просил:
-обязать администрацию городского округа "город Дербент" организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых в границах городского округа "г.Дербент", в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
в срок до 01 января 2014 года обеспечить разработку и принятие программы по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "город Дербент", с указанием источников финансирования и сроков реализации программных мероприятий;
в срок до 01 января 2014 года организовать полигон бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "город Дербент" Республики Дагестан в качестве объекта гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов;
в срок до 1 января 2014 года определить порядок сбора отходов на территории ГО "г.Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
-обязать муниципальное унитарное предприятие "Дербентсервис" и общество с ограниченной ответственностью "Полигон" приостановить осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды деятельность по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной на земельном участке площадью 44801 кв.м. с кадастровым номером 05:07:000073:1406 из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район, Джалганское сельское поселение, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, до организации ее в качестве полигона бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "г.Дербент" Республики Дагестан, в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, санитарно- эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об утверждении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов; оборудования его в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; ввода его в эксплуатацию; внесения его в государственный реестр объектов размещения отходов; получения указанными предприятиями разрешительной документации на деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, которые ими не были получены, а именно:
утвержденных нормативов предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;
разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов;
лицензии на размещение отходов I - IV классов опасности;
свидетельств (сертификатов) работников на право работы с отходами I-IV класса опасности;
паспортов отходов I - IV класса опасности,
положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, санитарно-эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
В обоснование своих требований прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры ссылается на то, что в соответствии с планом работы прокуратуры проведена проверка исполнения администрацией города Дербента и коммунальными предприятиями города законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по обороту отходов производства и потребления, в результате проверки установлено следующее.
Постановлением администрации муниципального района "Дербентский район" (далее MP "Дербенский район") в лице её главы Курбанова К.С. от 20 июля 2009 года N 162 "О предоставлении земельного участка ООО "Полигон" в аренду сроком на 49 лет" для приема и размещения твердых бытовых отходов Обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее ООО "Полигон") предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:07:000073:1406 площадью 4,48 га, расположенный на территории сельского поселения "село Джалган", для приема и размещения твердых бытовых отходов.
На основании данного постановления между администрацией MP "Дербентский район" в лице ее главы Курбанова К.С. и ООО "Полигон" в лице его генерального директора Бабаева М.Б. заключен договор аренды земельного участка от 21 июля 2009 года N 1-к, в соответствии с которым ООО "Полигон" предоставляется в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 4,48 га из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район, Джадганское сельское поселение, с кадастровым номером 05:07:000073:1406, для приема и размещения твердых бытовых отходов.
Договор аренды, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18 января 2013 года, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее- Управление Росреестра по РД) 28 июля 2009 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 05-05-08/017/2009-622, земельный участок площадью 44801 кв.м. с кадастровым номером 05:07:000073:1406 по целевому назначению относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключенным между ООО "Полигон" и ООО "Дербентский универсальный рынок" Дагпотребсоюза" сроком на 1 год договорам "на оказание услуг, на уплотнение и размещение ТБО" от 10 декабря 2010 года, от 30 декабря 2011 года и от 28 декабря 2012 года ООО "Полигон" обязуется обеспечить принятие и размещение на территории ООО "Полигон" твердых бытовых отходов, а ООО "Дербентский универсальный рынок" Дагпотребсоюза" -осуществлять их вывоз своим транспортом, производить выгрузку на участках, подготовленных для их приема и внести ежемесячную плату.
В соответствии с заключенным между ООО "Полигон" и муниципальным унитарным предприятием "Дербентсервис" (далее МУП "Дербентсервис" ) сроком на 1 год договором субаренды земельного участка от 10 января 2012 года N 02 усматривается, что ООО "Полигон" предоставляет МУП "Дербентсервис" в субаренду земельный участок площадью 3 га, расположенный на территории сельского поселения "Джалган" для приема и хранения твердых бытовых отходов, вывозимых из г. Дербента.
Из объяснений генерального директора ООО "Полигон" Бабаева М.Б. следует, что ООО "Полигон" получен в аренду земельный участок площадью 4,48 га для приема и размещения твердых бытовых отходов, по договору субаренды на части указанного земельного участка площадью 3 га размещение вывозимых из г. Дербента отходов осуществляет МУП "Дербентсервис", а на остальной части земельного участка площадью 1,48 га свои отходы размещают Дербентский коньячный завод и ООО "Дербентский универсальный рынок" Дагпотребсоюза".
Согласно Уставу МУП "Дербентсервис", утвержденному постановлением администрации ГО "г.Дербент" от 30 марта 2011 N 323, объяснениям его директора Гаджимурадова Г.И. и муниципального контракта на оказание услуг по санитарной очистке территории г.Дербента от 09 сентября 2012 года МУП "Дербентсервис" оказывает за плату юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, находящимся в г. Дербенте, услуги по вывозу (транспортированию) твердых бытовых отходов из мест их образования и накопления - мусороприемных контейнеров и в последующем размещает их на вышеуказанной свалке, а на основании муниципальных контрактов оно осуществляет деятельность по санитарной очистке мест общего пользования на территории г. Дербента с последующим вывозом (транспортированием) собранных отходов из мест образования и размещением их на вышеуказанной свалке.
Следовательно, на земельном участке площадью 44801 кв.м с кадастровым номером 05:07:000073:1406 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район, Джалганское сельское поселение, ООО "Полигон" организована свалка бытовых отходов, образуемых на территории ГО "город Дербент", и при этом размещение отходов на площади 3 га указанного земельного участка по договору с ООО "Полигон" осуществляет МУП "Дербентсервис", а на остальной части земельного участка прием и размещение отходов от Дербентского коньячного завода и ООО "Дербентский универсальный рынок " Дагпотребсоюза" осуществляет само ООО "Полигон" за плату.
Деятельность по размещению отходов является специализированной и осуществляется с получением разрешительных документов в специально оборудованных местах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Свалка отходов, используемая (эксплуатируемая) ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" для размещения отходов, является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и названные организации осуществляют деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, а также размещения отходов производства и потребления.
Данная деятельность ими осуществляется также с нарушением
требований закона.
Выполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований на данном полигоне ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис", осуществляющими фактическое размещение отходов, не обеспечено.
Согласно акту обследования полигона от 18 января 2013 года, заключению специалиста Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 25 января 2013 года, заключению специалиста ТО Управления Роспотребнадзора РД в г, Дербенте от 25 января 2013 года, справке помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора по результатам прокурорской проверки от 22 февраля 2013 года, проведенным по требованию Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры специалистами филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по РД" исследованиям с выездом на место и заключению по их результатам от 12 марта 2013 года N 6, заключению Управления Росприроднадзора по РД от 24 июня 2013 года:
вышеуказанная свалка расположена на территории сельского поселения "с. Джалган" Дербентского района Республики Дагестан рядом с селом Пенхас-Кала, расстояние от нее до массива жилой застройки составляет от 200 до 400 м, а отдельно расположенный ближайший к свалке дом в селе находится на расстоянии 20 м. от нее, в непосредственной близости (на расстоянии 30-50 м) от свалки на протяжении 100-150 м. находится Самур-Дербентский канал, вода из которого используется сельскохозяйственными организациями для орошения сельскохозяйственных культур и населением района в хозяйственных целях;
на свалке размещены твердые бытовые отходы 4 класса опасности и медицинские отходы, территория хозяйственной зоны свалки не имеет асфальтового покрытия;
по всей площади участка складирования отходов отсутствует котлован для получения грунта, необходимый для изоляции отходов, не осуществляется промежуточная и окончательная изоляция отходов;
имеют место очаги самовозгорания фракций, вследствие чего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения;
территория свалки огорожена только со стороны подъездной дороги, а с остальных сторон отсутствуют сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, вследствие чего имеется доступ скота к свалке и легкие фракции отходов разносятся ветром на прилегающие земли сельскохозяйственного назначения агрофирмы им. Г.Давыдовой, тем самим загрязняя их;
подъездные пути к свалке организованы не надлежащим образом, в дождливую и зимнюю погоду к полигону практически невозможно подъехать, в виду чего на расстоянии 700 м от полигона образована стихийная свалка отходов размерами 500 м в длину, 30 м в ширину и высотой 1 метр;
на прилегающей к свалке территории произведено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на площади размерами длиной 400 м, шириной 30 м и высотой 1 метр, где местами возникли открытые участки возгорания отходов, сопровождающиеся выбросами вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
на свалке отсутствуют осушительная траншея или вал, информационные указатели;
почва на территории свалки загрязнена тяжелыми металлами и нефтепродуктами в концентрации, превышающими фоновую концентрацию, содержание основных загрязняющих веществ в пробе воды канала в 200 м ниже по течению от территории размещения отходов превышает фоновую концентрацию, при неблагоприятных метеоусловиях сохраняется возможность загрязнения вод канала и почвы на территории размещения отходов в результате смыва загрязняющих веществ осадками с территории свалки;
свалка для размещения отходов организована без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов;
на свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее- ПДВ) в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для размещения отходов могут использоваться земли промышленности и иного специального назначения, а действующее законодательство не предусматривает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов, в связи с чем для организации свалки необходим перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения.
В установленном порядке земли сельскохозяйственного назначения, используемые ООО "Полигон" под полигон, в земли промышленности и иного специального назначения не переведены, из чего следует, что предоставленный земельный участок этим обществом и МУП "Дербентсервис" используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к установленной категории.
Таким образом, свалка для размещения отходов, образуемых на территории ГО "г.Дербент", организована и эксплуатируется с нарушением требований действующего законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Факт вышеперечисленных нарушений закона признают в своих объяснениях директор МУП "Дербентсервис" Гаджимурадов Г.И., и генеральный директор ООО "Полигон" Бабаев М.Б., объясняя этот факт отсутствием финансовых возможностей.
По результатам прокурорской проверки за допущенные нарушения законодательства об охране окружающей среды должностное лицо- Генеральный директор ООО "Полигон" Бабаева М.Б. и само юридическое лицо ООО "Полигон" привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2 и 8.41, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, свалка бытовых отходов, образуемых на территории ГО "город Дербент", организованная ООО "Полигон" на землях сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения "с. Джалган" Дербентского района, эксплуатируется ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" с нарушением предусмотренных законодательством требований к организации и функционированию объектов размещения отходов, организации санитарно-защитной зоны для объекта размещения отходов и использованию земель сельскохозяйственного назначения, деятельность ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис", связанная с негативным воздействием на окружающую среду при размещении отходов, осуществляется с нарушением предусмотренных законодательством требований к обращению с опасными отходами, профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, паспортизации отходов, нормированию в области обращения с отходами, учету и отчетности в области обращения с отходами, а также о компенсационных платежах за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом названными организациями не получены следующие разрешительные документы, необходимые для осуществления деятельности на указанной свалке:
постановление Правительства Республики Дагестан о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности;
постановление Роспотребнадзора об установлении санитарно- защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов;
нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;
разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в атмосферный воздух;
нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов.
лицензия на размещение отходов I - IV классов опасности;
свидетельства (сертификаты) работников на право работы с отходами I-IV класса опасности;
паспорт отходов I - IV класса опасности.
Решением Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года постановлено:
"Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в
интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа "город Дербент", которое заключается в непринятии мер по организации, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории городского округа "г. Дербент", в том числе:
организации полигона твердых бытовых отходов, образуемых на
территории городского округа "г.Дербент" Республики Дагестан, как объекта
гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, санитарно-эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов;
организации эксплуатации полигона муниципальным унитарным
предприятием "Дербентсервис" и обществом с ограниченной
ответственностью "Полигон" в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением разрешительной документации на осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, на основании разработанного регламента и режима работ, инструкции по приему бытовых отходов;
организации разработки и утверждения в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
определении порядка сбора отходов на территории ГО "г.Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых в границах городского округа "г.Дербент", в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
в срок до 01.01.2014 обеспечить разработку и принятие программы nо утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "г. Дербент", с указанием источников финансирования и сроков реализации программных мероприятий;
в срок до 01.01.2014 организовать полигон бытовых отходов, образуемых на территории Городского округа "г.Дербент" Республики Дагестан, в качестве объекта гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения, решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов:
в срок до 01: 01. 2014 определить порядок сбора отходов на территории
ГО "г.Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевых
отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими,
санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и
здоровья человека.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Дербентсервис" и общество с ограниченной ответственностью "Полигон" приостановить
осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране
окружающей среды деятельность по размещению бытовых отходов на
свалке, расположенной на земельном участке площадью 44801 м2 с
кадастровым номером 05;07:000073:1406 из земель сельскохозяйственного
назначения, по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район,
Джалганское сельское поселение, связанную с негативным воздействием на
окружающую среду, до организации ее в качестве полигона бытовых
отходов, образуемых на территории городского округа, "г.Дербент"
Республики Дагестан, в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением положительного
заключения государственной экологической экспертизы проектной
документации, санитарно-эпидемиологического заключения и решения
органа Роспотребнадзора об утверждении санитарно-защитной зоны для
имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов;
оборудования его в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями; ввода его в эксплуатацию; внесения
его в государственный реестр объектов размещения отходов; получения
указанными предприятиями разрешительной документации на деятельность,
связанную с негативным воздействием на окружающую среду:
утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;
разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух;
утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;
лицензии на размещение отходов I - IV классов опасности;
свидетельств (сертификатов) работников на право работы с отходами 1-1V класса опасности;
паспортов отходов I - IV класса опасности.
экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения, решения
органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для
имущественного комплекса полигона, внесенный в государственный реестр
объектов размещения отходов.".
В апелляционной жалобе администрации ГО "город Дербент" ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия администрации г.Дербента вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, соответственно, суд должен был выяснить соблюдение природоохранным прокурором сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 256 ГПК РФ, однако, он не сделал этого, между тем, прокурорская проверка была завершена в январе 2013 года, а прокурор обратился в суд 12 июля 2013 года, т.е. с пропуском срока обращения в суд, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ, при рассмотрении дела представителем администрации суду были представлены все доказательства, свидетельствующие о том, что администрация ГО "город Дербент" не бездействовала, в связи с чем основания для удовлетворения требований прокурора не имелось, в частности, администрация ГО "город Дербент" письмом за N04/24 от 30 ноября 2011 года обращалась в Министерство земельных и имущественных отношений РД с просьбой дать разрешение на проведение работ по размежевания земельного участка, находящегося в пользовании ГСХП "Куркакский" Табасаранского района, расположенного в Дербентском районе, на предмет изъятия земель площадью 20 га для строительства предприятия по переработке твердых бытовых отходов и размещения полигона для хранения и утилизации бытовых и промышленных отходов.
В деле имеются и другие письменные доказательства: распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений РД от 27 ноября 2012 года за N 1005-р; письмо главы Муниципального района "Табасаранский район" от 07 октября 2011 года за N 70; письмо Министерства по управлению государственным имуществом РД от 12 июля 2013 года за N 03-2805/06; письмо Министерства земельных и имущественных отношений РД от 04 октября 2012 года за N 03-5112/07; постановление администрации MP "Табасаранский район" от 09 ноября 2011 года N 149 "о предварительном выборе земельного участка для строительства полигона и завода комплексной переработки твердых отходов (ТБО) для г.Дербента"; выписка о государственного кадастра недвижимости на земельный участок площадью 20000 кв.м., которые были результатом действий администрации ГО "город Дербент".
В апелляционной жалобе представитель МУП "Дербентсервис" также ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что возлагая определенные обязанности на МУП "Дербентсервис", суд не учел, что договор субаренды земельного участка N 02 от 10 января 2012 года, согласно которому МУП "Дербентсервис" использовал земельный участок площадью 3 га для размещения и хранения твердых бытовых отходов, в настоящее время расторгнут в связи с истечением срока ее действия, данный договор не был пролонгирован, это свидетельствует о том, что ответчиком деятельность по размещению бытовых отходов на вышеназванном земельном участке в настоящее время не производится, между МУП "Дербентсервис" и ООО "Полигон" 01 января 2013 года заключен договор от 01 января 2013 года на оказание услуг по размещению и уплотнению твердых бытовых отходов, согласно котором Заказчик (МУП Дербентсервис) поручает, а Исполнитель (ООО "Полигон") принимает на себя обязательство по размещению и уплотнению на территории ООО "Полигон" твердых бытовых отходов, в силу требований пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 89 от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, а согласно пункту 2 этой же статьи Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Данное утверждение основано на положениях части 2 статьи 218 ГК РФ. Поэтому, право собственности на отходы по договорам на оказание услуг по вывозу бытовых отходов к МУП "Дербентсервис" не переходит, ответчик оказывает платные услуги только по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.
В возражениях на апелляционные жалобы Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура РД просит оставить решение суда без изменения по тем основаниям, что ответчик неправильно толкует нормы процессуального права о порядке и сроках рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, не учел, что в данном случае в суд обратился не гражданин, а прокурор в интересах неопределенного круга лиц, кроме того, в данном случае действует не сроки давности обращения в суд, предусмотренные статьей 256 ГПК РФ, а общие сроки исковой давности, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения с их финансовыми возможностями, в связи с чем городской округ должен изыскать реальную возможность для решения обсуждаемого вопроса местного значения по организации утилизации и переработки отходов производства и потребления, их сбора, вывоза и размещения, договор от 01 января 2013 года на оказание услуг по размещению и уплотнению твердых бытовых отходов, заключенный между МУП "Дербентсервис" и ООО "Полигон", на который ссылается в апелляционной жалобе МУП "Дербентсервис", представленный только с апелляционной жалобой, является недостоверным, поскольку при рассмотрении дела МУП "Дербентсервис" не ссылался на него, не было ссылки на него и при проведении прокуратурой проверки.
Извещенные о времени и месте судебного заседания представители Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД, администрации "город Дербент", Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию и ООО "Полигон" в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили и не просили отложить разбирательство дела на другой срок.
В связи с этим дело на основании положений статей 327 и 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей перечисленных лиц.
В судебном заседании Аскендеров Р.Я.- представитель МУП "Дербентсервис" поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, дополнительно указав, что в настоящее время вопрос о предоставлении ООО "Полигон" земельного участка для размещения полигона по приему и размещению бытовых отходов производства и потребления находится на стадии решения, приостановление деятельности МУП "Дербентсервис" отрицательно скажется на приеме и вывозе отходов на территории г. Дербента, кроме того, сроки, в течение которых должны быть выполнено решение суда, явно не реальные, поскольку за такой короткий период выполнение тех обязанностей, которые возложены на администрацию ГО "город Дербент", МУП "Дербентсервис" и ООО "Полигон", невозможно, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Представитель прокуратуры Республики Дагестан Магомедэминов М.А. просил отказать в удовлетворении жалоб, поскольку сам факт нарушений в осуществлении деятельности по приему, сбору и вывозу, а также размещению отходов подтвержден материалами дела, не отрицается ни представителями администрации ГО "город Дербент", ни МУП "Дербентсервис", ни ООО "Полигон", поэтому, данное решение основано на требованиях закона и установленных судом обстоятельствах, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, выслушав объяснения представителей МУП "Дербентсервис" и прокуратуры Республики Дагестан, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Указанные хранение и захоронение отходов производства и потребления в силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" образуют понятие "размещение отходов".
При этом хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов- как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шмалохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Эти требования законов должны реализоваться с применением положений Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ), в том числе предусмотренных статьей 47 этого кодекса требований о том, что для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны выполняться инженерные изыскания, без выполнения которых подготовка и реализация проектной документации не допускается.
В соответствии с пунктами 2.1 и 1.2 СанПиН 2,1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания этих отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Выбранный участок для устройства, полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам,
Согласно разделу IV "Требования к размещению, устройству и содержанию объектов" "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80, выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений (п.4.1); выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками (п.4.5); объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения (4.19); для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система (4,20).
СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к
устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов"
предусматривает, что складирование твердых бытовых отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя твердых бытовых отходов осуществляется в летний период ежесуточно, а при температуре + 5°С - не позднее трех суток со времени складирования этих отходов (п.5.1); переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту складирования твердых бытовых отходов для задержки легких отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (п.5.3); регулярно, не реже 1 раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта (п.5.4); на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов (п. 5,1); для защиты от выветривания
или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленить их (в виде,
террас) непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя (п.5.12).
Статьей 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьей 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено осуществление юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, производственного контроля за охраной атмосферного воздуха по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией), при этом они назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, или организуют экологические службы.
В соответствии с разделом 6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" для полигона твердых бытовых отходов разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах, программа (план) производственного контроля полигона твердых бытовых отходов разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Из приведенных норм права вытекает, что деятельность по размещению отходов не может осуществляться произвольно и в не предусмотренных для этого местах, она может осуществляться только в специально оборудованных местах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, для его осуществления должны быть выполнены определенные специфические требования и получены разрешительные документы.
Как следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой РД проводилась проверка на предмет выполнения администрацией ГО "город Дербент", ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" требований приведенных норм права.
Проведенной проверкой установлено, что на полигоне, расположенном по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район, Джалганское сельское поселение, организованном ООО "Полигон", указанным обществом и МУП "Дербентсервис", осуществляющими фактическое размещение отходов, не обеспечено выполнение вышеприведенных экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Это подтверждается:
актом проведенного Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой РД с участием руководителя Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов РД Омарова А.М., эксперта Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте Абдуллаевой Г.Л. в присутствии представителя администрации ГО "город Дербент" 18 января 2013 года обследования выделенного под размещение полигона земельного участка площадью 4.48 га;
заключением специалиста Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 25 января 2013 года;
заключением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Дербенте (далее- ТОО Управления Роспотребнадзора РД в г. Дербенте) от 25 января 2013 года N 18\04-12-10,
справкой от 22 февраля 2013 года о результатах проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой РД прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства жилищно-коммунальными предприятиями и органами местного самоуправления г. Дербента, обеспечивающими санитарную уборку мест общего пользования в г. Дербенте;
заключением специалистов Отдела химико-аналитического контроля Филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу" - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Дагестан" (далее - Отдел филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по РД") от 12 марта 2013 года N 6;
заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее- Управление Росприроднадзора по РД) от 24 июня 2013 года.
Согласно этим доказательствам по делу:
вышеуказанная свалка расположена на территории сельского поселения "с. Джалган" Дербентского района Республики Дагестан рядом с селом Пенхас-Кала, расстояние до массива жилой застройки в котором от полигона составляет от 200 до 400 м., а отдельно расположенный ближайший к свалке дом в селе находится на расстоянии 20 м. от нее;
в непосредственной близости от свалки, а именно, на расстоянии 30-50 м на протяжении 100-150 м течения протекает Самур-Дербентский канал, вода из которого используется сельскохозяйственными организациями для орошения сельскохозяйственных культур и населением района в хозяйственных целях;
на свалке размещены твердые бытовые отходы IV класса опасности и медицинские отходы;
территория хозяйственной зоны свалки не имеет асфальтового покрытия;
подъездные пути к свалке организованы не надлежащим образом, в дождливую и зимнюю погоду к полигону практически невозможно подъехать, в виду чего на расстоянии 700 метров от полигона образована стихийная свалка отходов размерами в длину 500 м, ширину 30 метров и высотой 1 метр;
территория свалки огорожена только со стороны подъездной дороги, а с остальных сторон отсутствуют сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, вследствие чего имеется доступ скота к свалке и легкие фракции отходов разносятся ветром на прилегающие земли сельскохозяйственного назначения агрофирмы им. Г.Давыдовой, загрязняя их;
по всей площади участка складирования отходов отсутствует котлован для получения грунта, необходимого для изоляции отходов, при этом не осуществляется промежуточная и окончательная изоляция отходов;
имеют место очаги самовозгорания фракций, вследствие чего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения;
на прилегающей к свалке территории допущено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на площади размерами длиной 400 м, шириной 30 метров и высотой 1 метр, где местами возникли открытые участки возгорания отходов, сопровождающиеся выбросами вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
почва, на территории свалки загрязнена тяжелыми металлами и нефтепродуктами в концентрации, превышающей фоновую концентрацию;
содержание основных загрязняющих веществ в пробе воды канала в 200 м ниже по течению от территории размещения отходов превышает фоновую концентрацию;
при неблагоприятных метеоусловиях сохраняется возможность загрязнения вод Самур-Дербентский канала и почвы на территории размещения отходов в результате смыва осадками загрязняющих веществ с территории свалки;
свалка для размещения отходов организована без проведения экологических и санитарных обследований земельного участка, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на отводимый земельный участок, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработанного регламента и режима работы полигона, а также инструкции по приему бытовых отходов;
на свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов;
на свалке отсутствуют осушительная траншея или вал, а также информационные указатели.
Одним из принципов, на которых основываются
ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного
законодательства, согласно пункту 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
Из статьи 7 ЗК РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1) и на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1), при этом эти земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и правовым режимом.
Статьей 78 ЗК РФ, статьей 21 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном, регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", частью 3 статьи 1, статьей 21 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Следовательно, для размещения твердых бытовых отходов предназначенными являются земли промышленности и иного специального назначения, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов, в связи с чем для организации свалки на землях сельскохозяйственного назначения необходим их перевод в земли промышленности и иного специального назначения.
Согласно статье 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категорий в другую, осуществляется ЗК РФ, этим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В установленном этими нормативными актами порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения ООО "Полигон" не проведен, из чего вытекает, что предоставленный земельный участок им и МУП "Дербентсервис" используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к
установленной категории.
Таким образом, свалка для размещения отходов, образуемых на территории ГО "г.Дербент", организована и эксплуатируется с нарушением требований действующего законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и земельного законодательства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п.1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила (п.2).
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым в частности, относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ и размещение отходов производства и потребления.
Согласно разделу 6 Приказа Росстата от 01 октября 2010 года N 336 "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, является стационарным источником загрязнения атмосферы. Сюда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).
Свалка отходов, используемая (эксплуатируемая) ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" для размещения отходов, в силу приведенных нормативных актов является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и названные организации осуществляют деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также размещением отходов производства и потребления.
Однако, данная деятельность ими осуществляется также с нарушением требований закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности (юридических и физических лиц) устанавливаются нормативы допустимых выбросов, которые определяются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов, а также нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Статьей 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определены органы, уполномоченные на установление технических нормативов, порядок и цели их установления.
Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействие на недра" установлены полномочия уполномоченных на это органов, порядок, цели установления предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий в соответствии санитарными правилами, а также временно согласованные выбросы в случае в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов.
При этом согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления предельно допустимых выбросов является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в
окружающую среду является обязательным условием при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением
устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые
обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по РД от 31 января 2013 года 10-173 и заключению Управления Росприроднадзора по РД от 24 июня 2013 года ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" не разработан проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, ими не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам и разрешение на их выброс в атмосферный воздух, не утверждены лимиты на размещение отходов.
В статье 28 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая по смыслу статьи 16 этого же Федерального закона представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Порядок определения этой платы и предельные ее размеры, а также случаи загрязнения природной среды, признаваемые сверхлимитными, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от 26 января 1993 года.
Согласно этим нормативным актам превышение установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов; отсутствие у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов; превышение установленных лимитов выбросов сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышение, предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов признаются сверхлимитным загрязнением.
При этом нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Перечисление средств в оплату негативного воздействия на окружающую природную среду осуществляется природопользователями в сроки, определяемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, в частности, таким сроком является не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал (пункт 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, а также приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду").
Из ответов Управления Росприроднадзора по РД от
З1 января 2013 года N 10-173 и от 26 февраля 2013 года N 10-387 следует, что ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" не имеют нормативов на размещение отходов, в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду, не состоят на учете, не осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую среду, не представляют статистическую отчетность по формам
2 ТП (воздух) и 2 ТП (отходы).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и пунктами 2.1. и 2.5. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, в целях охраны
атмосферного воздуха в местах проживания населения и обеспечения безопасности населения вокруг объектов, и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливаются санитарно-защитные зоны, размеры которых определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в: атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Однако, как это следует из заключения Управления Росприроднадзора по РД от 24 июня 2013 года, акта проверки ТО Управления Роспотребнадзора по РД от 20 декабря 2012 года и постановления Дербентского райсуда от 28 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Полигон", в нарушение приведенных требований правовых норм санитарно-защитная зона вокруг свалки отходов не установлена.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (абзац третий пункта 1 статьи 49 ГК РФ).
Согласно статье 2 и подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, соответствие соискателя лицензии предъявляемым требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдении лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Во исполнение требований статьи 5 названного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, которое определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами согласно этому Положению являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том
числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве
собственности или на ином законном основании, необходимых для
выполнения заявленных работ и соответствующих установленным
требованиям;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального
предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии
(лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области
обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной
свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического
лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с
отходами;
д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического
лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения
окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в
пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3
статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(п.З).
Невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "е" пункта 3 этого Положения, повлекшее за собой последствия,
установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности", является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Частью 1 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что
лица, которые допущены к обращению с отходами I -1У ;класса опасности,
обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса
опасности.
В нарушение вышеприведенных норм закона ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" осуществляют деятельность, связанную с размещением отходов, без лицензии на размещение отходов 4 класса опасности, в отсутствие работников, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В процессе проверки МУП "Дербентсервис" представлена лицензия серии 005 N 00010 от 05 декабря 2011 года на осуществление деятельности по сбору отходов 4 класса опасности.
Однако, как правильно указал суд, данная лицензия не дает основания для осуществления деятельности по размещению отходов, являющейся самостоятельной стадией оборота отходов.
Изложенное подтверждается информацией Управления Росприроднадзора по РД от 26 февраля 2013 N 10-387 и его заключением от 24 июня 2013.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в уведомительном порядке представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Частями 1 и 2 статьи 19 названного Федерального закона закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Однако, как это следует из писем Управления Росприроднадзора по РД от 31 января 2013 года N 10-173 и 26 февраля 2013 года N 10-387, ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" за 2010-2013 годы не представляли отчетность по форме 2 тп (воздух) и 2 тп (отходы).
Судом также установлено (и это не отрицается в апелляционных жалобах), что названными организациями не получены следующие разрешительные документы, необходимые для осуществления деятельности на указанной свалке:
постановление Правительства Республики Дагестан о переводе земель
сельскохозяйственного назначения в земли промышленности ;
постановление Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых, отходов;
нормативы предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов
предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ
атмосферный воздух санитарным правилам;
разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух в атмосферный воздух;
нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов.
лицензия на размещение отходов I - IV классов опасности;
свидетельства (сертификаты) работников на право работы, с отходами I-
IV класса опасности;
паспорт отходов I - IV класса опасности.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования, отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами и т.д.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 11 и 24 части 1 статьи 15 Закона Республики Дагестан "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований относятся к вопросам местного значения городского округа, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, ими определяется и порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), который должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Однако, администрацией ГО "город Дербент" не обеспечено выполнение приведенных требований закона на территории городского округа, надлежащим образом не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, а до решения данных вопросов- хранение образуемых отходов на надлежащее оборудованном полигоне отходов.
В части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определено, что представительные органы муниципальных образований утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Кроме того, для решения указанных вопросов органы местного самоуправления городского округа формируют, утверждают и исполняют бюджет (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 16, подпункт З пункта 1 и пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпункты 1, 2 и 3 пункта 1 статьи 15 Закона Республики Дагестан "О местном самоуправлении в Республике Дагестан"
Оказание коммунальных услуг по размещению отходов должна
осуществляться по возмездным договорам коммунальными предприятиями,
тарифы на сбор, транспортировку и утилизацию отходов определяются с
учетом необходимости получения прибыли предприятием, данная
деятельность является коммерческой и осуществляется за счет
собственников отходов.
На основании изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по указанным выше вопросам с их финансовыми возможностями, они должны предусматривать соответствующие средства бюджете муниципального образования, выполнение обязанностей по организации и утилизации твердых бытовых отходов не должна ставиться в зависимость с недостаточностью финансовых средств у предприятия, созданного в этих целях органом муниципального образования.
Поэтому, суд обоснованно отверг доводы представителей МУП "Дербентсервис" в этой части.
По результатам ранее проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в адрес главы ГО "город Дербент" было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, однако, оно фактически не исполнено, меры для реального устранения допускаемых нарушений закона в данной сфере не приняты, а свалка бытовых отходов продолжает функционировать в прежнем режиме, предусмотренные законом разрешительные документы ООО "Полигон" и МУП "Дербентсерсвис" не получены.
Деятельностью ООО "Полигон" и МУП "Дербентсерсвис" по размещению отходов на указанной свалке и бездействием администрации ГО "г.Дербент" в сфере исполнения законодательства об обороте отходов нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в близлежащих селах.
Вследствие организации и эксплуатации указанной свалки в непосредственной близости от населенного пункта агрофирмы им. Г. Давыдовой по месту их жительства распространяется едкий, ядовитый дым, что является причиной многих заболеваний жителей. На свалке сжигается мусор, дым от которого в ветреную погоду попадает в жилые дома жителей названных населенных пунктов, но, несмотря на обращении этих жителей, в течение многих лет меры к обеспечению санитарных правил при ее эксплуатации не принимаются, чем нарушены гарантированные статьями 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации и защищаемое Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права каждого на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Совокупность приведенных нормативных актов и доказательств по делу свидетельствует о том, что свалка бытовых отходов1 образуемых на территории ГО "город Дербент", на землях сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения "с. Джалган" Дербентского района организована ООО "Полигон" и эксплуатируется ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис" с нарушением предусмотренных законодательством требований к организации и функционированию объектов размещения отходов, организации санитарно-защитной зоны для объекта размещения отходов, использованию земель сельскохозяйственного назначения, деятельность ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис", связанная с негативным воздействием на окружающую среду при размещении отходов, осуществляется с нарушением предусмотренных законодательством требований к обращению с опасными отходами, к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, паспортизации отходов, нормированию в области обращения с отходами, учету и отчетности в области обращения с отходами, а также о компенсационных платежах за негативное воздействие на окружающую среду. При этом нарушается право каждого на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.,
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд, вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Такие же последствия осуществления производственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов, в том числе и возможность приостановления или прекращения этой деятельности по решению суда предусмотрены и статьями 56 и 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
Исходя из изложенного, суд правильно удовлетворил требования прокурора о приостановлении деятельности ООО "Полигон" и МУП "Дербентсервис", предоставив срок для устранения нарушений требований закона.
Доводы МУП "Дербентсервис" о том, что в настоящее время контракт на аренду части полигона прекращен, в связи с чем оно уже не осуществляет эксплуатацию полигона, а вывоз твердых бытовых отходов с территории ГО "город Дербент" осуществляется по контракту, заключенному с ООО "Полигон", не может означать незаконность решения суда, поскольку установлено, что до прекращения действия договор субаренды земельного участка, заключенного с ООО "Полигон" им деятельность по эксплуатации полигона и размещению там твердых бытовых отходов осуществлялась с нарушением закона.
Кроме того, в случае фактического прекращения им указанной деятельности к нему не будут предъявляться в дальнейшем соответствующие претензии, связанные с эксплуатацией им названной арендованной части земельного участка и осуществлением на ней деятельности по размещению отходов.
Доводы администрации ГО "город Дербент" о том, что об этих нарушениях прокурору стало известно в январе 2013 года, а в суд обратился только в июле 2013 года с пропуском предусмотренного статьей 256 ГПК РФ сроков, в связи с чем суду следовало отказать в удовлетворении иска прокурора, не состоятельны.
Согласно статье 256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции не нашел по этим причинам оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия находит, что грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не устранены, они продолжаются, что не лишает прокурора права требовать устранения этих нарушений в любое время.
Кроме того, требование о приостановлении хозяйственной деятельности является требованием, рассматриваемым не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а в порядке искового производства, при разрешении которых следует руководствоваться правилами искового производства, в том числе и сроками, предусмотренными для искового производства, а не сроками, предусмотренными статьей 256 ГПК РФ.
Доводы администрации ГО "город Дербент" о том, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что она не бездействовала по вопросам организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории городского округа "город Дербент", не может быть принят, поскольку приведенные выше нарушения законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют место, необходимые и достаточные меры к их устранению не принимаются.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении апелляционных жалобах администрации ГО "город Дербент" и МУП "Дербентсервис" следует отказать.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации ГО "город Дербент" и МУП "Дербентсервис"- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.