Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Шихгереева Х.И.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан на решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 23 августа 2013 года по делу по заявлению Ахмедова Вадима Уружовича об оспаривании действий начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в Ахтынском районе Байрамалиева А.А. по оставлению без рассмотрения заявления Ахмедова В.У. о приеме в гражданство Российской Федерации, обязании оформить гражданство Российской Федерации и выдать паспорт гражданина Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов В.У. обратился в Ахтынский районный суд с заявлением об оспаривании решения начальника Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в Ахтынском районе (далее - ТП УФМС по РД в Ахтынском районе) Байрамалиева А.А. от 10 апреля 2013 г. N 320 по оставлению без рассмотрения его заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации, указывая, что в марте месяце 2013 г. он письменно обратился в ТП УФМС по РД в Ахтынском районе с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ с приложением необходимых документов в соответствии с п.11 Положения о паспорте гражданина РФ.
26 апреля 2013 г. он получил ответ начальника ТП УФМС по РД в Ахтынском районе Байрамалиева А.А. от 10.04.2013г. N 320, согласно которому его заявление оставлено без рассмотрения, ссылаясь на то, что согласно представленным документам он родился "дата" в "адрес" Республики Беларусь. Основания Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ (далее - ФЗ "О гражданстве РФ") в ред. Федерального закона от 14 ноября 2012 г. N 182-ФЗ, распространяются на граждан бывшего СССР. ТП УФМС по РД в Ахтынском районе и ОВГРВПиВЖ УФМС России по РД в Ахтынском районе сведениями о приобретении гражданства РФ и регистрации на 06 февраля 1992 г. его родителей не располагают. Однако его родители являются гражданами РФ, никаких решений о прекращении его родителями гражданства РФ не принято. Согласно п. "а" ст.12 ФЗ "О гражданстве РФ" ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка). Согласно ч.2 ст.13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РФ", действовавшего на момент его возвращения в Российскую Федерацию, лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ. Гражданство, приобретенное по рождению, не может быть утрачено без волеизъявления гражданина. Отсутствие паспорта гражданина РФ не позволяет ему пользоваться правами гражданина РФ, получение образования, медицинской помощи, страхования, приема на работу и вступление в брак. Просит признать незаконными действия начальника ТП УФМС по РД в Ахтынском районе об оставлении его заявления без рассмотрения и обязать его выдать ему паспорт гражданина РФ.
Решением Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 23 августа 2013 года заявление Ахмедова В. У. удовлетворено частично, судом постановлено: "Признать решение начальника Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в Ахтынском районе Байрамалиева А.А. от 10 апреля 2013 года N 320 по оставлению без рассмотрения заявления Ахмедова В. У. о приеме в гражданство Российской Федерации незаконным.
Обязать Территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в Ахтынском районе и Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан оформить Ахмедову В. У. гражданство Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований Ахмедову В. У. отказать".
На указанное решение представителем УФМС по Республике Дагестан Казаковой З.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда как незаконно вынесенного с существенным нарушением норм ГПК РФ по следующим основаниям.
Ахмедов В.У обращался в ТП УФМС России по Республике Дагестан в Ахтынском районе в марте 2013 года с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании ст.13, 41.3 ФЗ N 62 от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" или восстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании ст.15 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При этом указал о себе следующие сведения.
Ахмедов В. У., родился "дата" в "адрес" Республики Беларусь. Проживает в селе "адрес" Ахтынского района Республики Дагестан с 1994 года с отметкой о регистрации в домовой книге. Родители - А. У. А., "дата" г.р., мать - Ахмедова Ф. М., "дата" г.р., являются гражданами Российской Федерации и проживают совместно с детьми Ахмедовым В. У. и Ахмедовым М. У. на территории Российской Федерации с 1994 года.
Однако, согласно сведениям, полученным в администрации с/п "адрес" РД Ахмедов В. У., "дата" г.р., согласно данным домовых книг не значится. Мать - Ахмедова Ф. М., "дата" г.р., также не значится, Ахмедов М. У., "дата" г.р. - не значится, А. У. А., "дата" г.р., значится зарегистрированным с "дата".
Соответственно, никаких фактов, подтверждающих наличие гражданства Российской Федерации у родителей заявителя нет, т.к. для признания их гражданами Российской Федерации необходимо наличие их регистрации на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации" N 1948-1, т.е. на 06 февраля 1992 г. Также нет сведений о приеме или восстановлении их в гражданстве Российской Федерации, согласно информации, полученной в ОВГРВПиВЖ УФМС России по Республике Дагестан.
Ст.41.1 ФЗ N 62 определяет порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.
Данная норма не может быть применима к заявителю.
Согласно ст.13 ФЗ N 62 прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью, а также проживающих на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года, как утверждает заявитель, и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Однако регистрации по месту жительства у Ахмедова В.У. нет.
В порядке, определенном ст.41.3 ФЗ N 62 во взаимосвязи со ст.41.1 закона, определяющей условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении заявителя может быть применен п. "б" указанной статьи, т.е. "дееспособные дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве", если бы в материалах дела было подтверждение факта прибытия в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года его родителей, а также отсутствие у них гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
В соответствии со ст.15 ФЗ N 62 иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. Однако, заявитель не представил никаких сведений, подтверждающих наличие или отсутствие у него гражданства Российской Федерации когда-либо.
Заявитель обращается в ТП УФМС России по Республике Дагестан в Ахтынском районе с заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации, представив при этом свидетельство о рождении, полученное в "адрес" Республики Беларусь, полученное в 1997 году, паспорта родителей, законность получения которых ничем не подтверждается, свидетельства о рождении родителей, а также свидетельство о заключении брака между ними. При этом, нет никаких документов, позволяющих определить когда родители заявителя выехали из Российской Федерации в Республику Беларусь, сколько они там находились, получали ли они там гражданство Республики Беларусь, когда они приехали и зарегистрировались на территории Российской Федерации.
В данном случае заявителю уместно было бы подать заявление об определении наличия гражданства Российской Федерации. Порядок проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, определен Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 (в ред. от 29.12.2012г.) "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"
По результатам рассмотрения заявление Ахмедова В.У., судья Ахтынского районного суда Республики Дагестан обязал Территориальный пункт УФМС России по Республике Дагестан в Ахтынском районе и УФМС России по Республике Дагестан оформить Ахмедову В.У. гражданство Российской Федерации.
В Ахтынском районном суде Республики Дагестан 15 июля 2013 г. в том же составе суда по идентичному заявлению Ахмедова В.У. было вынесено и вступило в законную силу решение суда, отказавшее в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судом проигнорировано ранее принятое решение суда, имеющее в соответствии со ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение.
Начальник территориального пункта УФМС России по РД в Ахтынском районе Байрамалиев А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, на рассмотрение дела не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя УФМС России по Республике Дагестан Казаковой З.Ю., просившей решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, объяснения заявителя Ахмедова В.У., полагавшего необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан лицу, имеющему гражданство Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с п. "а" ч. 2 ст.12 которого ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).
В силу статьи 25 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего на момент прибытия Ахмедова В.У. на территорию Российской Федерации и на момент приобретения гражданства отцом Ахмедовым У.А., правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова и определении от 21 апреля 2005 г. N 118-0 по жалобе гражданки Даминовой СР. на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части 1 статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия; установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации.
По буквальному смыслу пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьей 3, положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П.
Согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.
Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.
Судом установлено, что будучи несовершеннолетним, Ахмедов В.У. в 1994 году прибыл вместе с родителями на постоянное жительство в Российскую Федерацию - с.Зрых, Ахтынского района РД. С 01 сентября 1999 г. по 2003 г. учился в "адрес" СОШ с 1-го по 5-ый классы. Семья заявителя значится в лицевом счете N401 похозяйственной книги администрации СП " "адрес"", Ахтынского района РД в составе отца, матери, заявителя, брата.
Как следует из представленных материалов, родители Ахмедова В.У. - отец Ахмедов У.А., "дата" года рождения, уроженец с. "адрес" Ахтынского района РД, и мать - Ахмедова Ф.М., "дата" года рождения, уроженка с. "адрес", Ахтынского района РД, документированы паспортом гражданина РФ (отец - "дата", мать - "дата"), т.е. по смыслу ст.10 ФЗ "О гражданстве РФ" являются гражданами Российской Федерации, являлись гражданами СССР по рождению, сведений об их принадлежности к гражданству иного государства до принятия гражданства Российской Федерации в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что родители заявителя имели гражданство СССР и в силу признания оформили гражданство РФ. Заявителю на момент оформления гражданства отцом исполнилось всего 7 лет, матерью - 9 лет. В связи с изложенным, Ахмедов В.У. имеет право на прием в гражданство РФ на основании п. "а" ч.1 ст.12 ФЗ "О гражданстве РФ".
В соответствии Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 29.12.2012) при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд (п.51). После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, (п.52).
Судом установлено, что процедура определения принадлежности к гражданству родителей заявителя ТП УФМС России по РД в Ахтынском районе не производилась, из чего следует, что сомнения в гражданстве Российской Федерации родителей Ахмедова В.У. при выдаче им паспортов не возникали.
Согласно ст.22 ФЗ "О гражданстве РФ" решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Сведений, ставящих под сомнение обоснованность выдачи паспортов граждан РФ родителям заявителя, заинтересованным лицом в суд также не представлено.
В силу изложенного, вывод начальника ТП УФМС по РД в Ахтынском районе об оставлении без рассмотрения заявления Ахмедова В.У. о приеме его в гражданство суд правильно посчитал необоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отмене решения суда на основании п.2 ст.61 ГПК РФ в связи с наличием вступившего в законную силу решения Ахтынского районного суда от 15.07.2013г., судебная коллегия признает несостоятельным.
Согласно названному решению от 15 июля 2013 г. Ахмедову В.У. отказано в удовлетворении иска к ТП УФМС России по РД в Ахтынском районе об обязании признать гражданином РФ и выдать паспорт гражданина РФ. Данное решение вступило в законную силу 16.08.2013 г. Предметом данного иска явилось признание Ахмедова В.У. гражданином РФ и обязание выдать паспорт, что входит в компетенцию Президента РФ и органов ФМС России. Истцом не было обжаловано само решение об отказе в выдаче паспорта в установленном законом порядке (ст.254 ГПК РФ), обоснованность и законность которого в ходе рассмотрения дела не проверялись. Данное гражданское дело было рассмотрено в исковом порядке и в удовлетворении иска Ахмедову В.У. отказано именно по этим основаниям. В указанном решении суда не содержится указание на отсутствие у заявителя оснований для признания его гражданином РФ.
Другие доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную УФМС РФ по РД позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.