Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ведущего специалиста - эксперта Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Козлитиной Ш.Н. гражданское дело по иску Алиэмсетова А.А. к Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Финансов Республики Дагестан о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения Алиэмсетова А.А., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алиэмсетов А.А. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Финансов Республики Дагестан о взыскании единовременного пособия как лицу, ставшему инвалидом первой группы вследствие теракта, в размере "данные изъяты" руб., компенсации морального вреда, в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 7 мая 2010 г., в результате террористического акта совершенного неустановленными лицами в г.Дербенте, он получил ранение, повлекшее удаление левой нижней конечности на уровне средней части ноги, что относится к категориям повреждений - тяжкий вред здоровью. В настоящее время он не работает, признан "данные изъяты". Действующим законодательством предусмотрены компенсации и льготы для лиц, пострадавших от террористических актов, однако при его обращении в органы социальной защиты населения ему разъяснили, что он должен обратиться в Министерство Финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан. Кроме того, в результате причинения вреда его здоровью он перенес физические и нравственные страдания, в связи с чем просил суд также компенсировать причиненный ему моральный вред.
Решением Советского районного суда г.Махачкала от 22 июля 2013 г. исковые требования Алиэмсетова А.А. удовлетворены частично, постановлено:
"Взыскать с Министерства Финансов РФ - за счет Казны Российской Федерации в пользу Алиэмсетова А.А. единовременное пособие в размере "данные изъяты" руб. и расходы на услуги представителя в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В апелляционной жалобе ведущий специалист - эксперт Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Козлитина Ш.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Алиэмсетова А.А. в полном объеме.
В обоснование требований жалобы указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, прекращается.
Поскольку установленная процедура обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам не соблюдена, законных оснований для взыскания в пользу истца сумм единовременного пособия у суда не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ведущего специалиста - эксперта Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Козлитиной Ш.Н.
Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что в результате террористического акта, совершенного неустановленными лицами 7 мая 2010 г. в г.Дербенте истец Алиэмсетов А.А. получил ранение, повлекшее ампутацию его левой ноги.
Постановлением старшего следователя по расследованию особо важных дел Южного следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ "ФИО следователя" от 8 мая 2010 г. истец Алиэмсетов А.А. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п."е" ч.2 ст.105, п."б" ч.3 ст.205, ч.1 ст.222 УК РФ, по факту совершенного террористического акта.
В соответствии с п.п."а" п.10 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению в частности мероприятий по выплате единовременного пособия гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).
Согласно п.3, 4 указанных Правил, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5, 6 тех же Правил, по поручению Председателя Правительства РФ или одного из его заместителей Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания вышеназванного поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Согласно п.7 указанных Правил, в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, прекращается.
Таким образом, выплата из резервного фонда Правительства Российской Федерации Алиэмсетову А.А. единовременного пособия, предусмотренного вышеназванными Правилами, могла быть осуществлена при обращении в установленном Правилами порядке и сроки федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти Республики Дагестан в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении соответствующих бюджетных ассигнований.
Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что после совершения 7 мая 2010 г. в г.Дербенте террористического акта со стороны уполномоченных на то органов имело место подобное обращение в Правительство РФ.
Сам истец Алиэмсетов А.А. обратился в суд по истечении 3 лет и 14 дней с момента признания его потерпевшим от террористического акта, то есть с пропуском, как вышеуказанного месячного срока для обращения уполномоченных органов в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований, что в соответствии с вышеназванными Правилами исключает возможность выделения таких ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, так и установленного ст.196 ГК РФ срока исковой давности, о чем стороной ответчика было заявлено суду первой инстанции в возражениях на иск (л.д.34).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Алиэмсетова А.А.
Кроме того, суд первой инстанции при рассмотрении дела вышел за пределы исковых требований и взыскал с Казны Российской Федерации "данные изъяты" руб., в то время как в исковом заявлении Алиэмсетов А.А. просил взыскать в его пользу единовременное пособие в размере "данные изъяты" руб., что является существенным нарушением норм процессуального права.
Вышеизложенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии являются основанием к отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска Алиэмсетова А.А. о взыскании в его пользу единовременного пособия, как пострадавшему в результате террористического акта.
В остальной части судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, поскольку выводы суда первой инстанции о необоснованности требований Алиэмсетова А.А. о взыскании с Казны Российской Федерации компенсации причиненного ему морального вреда являются правильными, так как в соответствии со ст.1064 ГК РФ возмещение причиненного гражданину вреда здоровью осуществляется за счет причинителя вреда.
Ввиду того, что заявленные Алиэмсетовым А.А. исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме, понесенные им расходы на оплату услуг представителя также не подлежат компенсации, в связи с чем решение суда в этой части также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 22 июля 2013 г. в части взыскания с Министерства Финансов РФ - за счет Казны Российской Федерации в пользу Алиэмсетова А.А. единовременного пособия в размере "данные изъяты" руб. и расходов на услуги представителя в размере "данные изъяты" руб. отменить, в указанной части принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Советского районного суда г.Махачкала от 22 июля 2013 г. оставить без изменения.
Председательствующий С.М. Ахмедова
Судьи М.К. Абдуллаев
А.М. Ибрагимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.