Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Шихановой О.Г. и Цакировой О.В.
при секретаре Садваевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зараевой Александры Убушаевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями о признании решения о признании отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья незаконным по апелляционной жалобе представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченова Б.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зараева А.У. обратилась в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями о признании отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилья незаконным.
В обоснование иска указала, с 11 апреля 2013 года, она, как вдова участника Великой Отечественной войны, состоит в администрации Цаганаманского сельского муниципального образования на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи ** человек. Решением межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от **** г. N *** ей отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Отказ мотивирован тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, совершив *** г. сделку по переходу права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***. Считает отказ незаконным, так как умышленных действий для ухудшения своих жилищных условий она не совершала. Просит признать решение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов жилыми помещениями Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от *** года N*** в части отказа в предоставлении ей субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным. Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ей субсидию на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.
Истец Зараева А.У., ее представитель Магнаев А.В. в судебное заседание не явились, согласно представленному в судебное заседание письменному заявлению иск поддержали.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Харашкин К.А. возражая против иска, сослался на доводы, приведенные в решении межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов жилыми помещениями Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 22 августа 2013 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2013 года исковые требования Зараевой Александры Убушаевны удовлетворены. Решение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями от *** года N*** в части отказа Зараевой А.У. в предоставлении субсидии на приобретение жилья признано незаконным. На Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Зараевой Александре Убушаевне как вдове участника Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета по месту жительства субсидию на приобретение в собственность жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченов Б.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на доводы, приведенные в судебном заседании и решении межведомственной комиссии.
В силу части 1 ст. 327 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Истец Зараева А.У., ее представитель Магнаев А.В. извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Представитель ответчика Емченов Б.И., согласно телефонограмме, поддержал доводы апелляционной жалобы и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) членам семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которым они определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Во исполнение приведенных нормативно-правовых актов, с целью реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем, Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15 октября 2005 года (в ред. Постановлений Правительства РК от 27.12.2006 N510, от 12.03.2008 N88, от 30.09.2008 N333, от 09.12.2008 N432, от 07.08.2009 N284, от 18.02.2010 N41, от 06.07.2011 N204), утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктами 2,3,5 Порядка предусмотрено, что Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия осуществляет функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мера социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей умерших участников Великой Отечественной войны осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет независимо от даты постановки. Основанием для получения субсидии гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий является, в том числе проживание на условиях поднайма (найма у собственника) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, а также проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Из взаимосвязи приведенных нормативно-правовых актов следует, что члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет независимо от даты постановки, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Основанием для получения субсидии гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий является, в том числе проживание на условиях поднайма (найма у собственника) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, а также проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено и это подтверждается материалами учетного дела, исследованными судом первой и апелляционной инстанций, Зараева А.У. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах". С *** года она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Цаганаманского сельского муниципального образования с составом семьи * человек. Зараева А.У. зарегистрирована по адресу: ***, в которой проживает с *** года по договору найма у собственника жилого помещения ***
Указанные обстоятельства подтверждают, что Зараева А.У. признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.
Ссылка в жалобе на то, что *** года она передала безвозмездно в собственность Зараеву Ц.Б. жилой дом, расположенный по адресу: ***, не может быть принята во внимание, поскольку указанное жилое помещение признано ветхим и не пригодным для проживания согласно установленным санитарным и техническим требованиям, что подтверждается актом обследования помещения N * и заключением межведомственной комиссии от ***г. (л.д. ***).
Отчуждение ветхого жилого помещения не может свидетельствовать об умышленном ухудшении жилищных условий, поскольку проживание заявителя в таком жилом помещении в силу статьи 51 ЖК РФ является основанием признания Зараевой Ц.Б. нуждающейся в жилом помещении, независимо от отчуждения.
Следовательно, ответчик правовых оснований для отказа в предоставлении ей субсидии на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета не имел.
С учетом изложенного, решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основано на правильно примененных нормах материального и процессуального закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.Г. Шиханова
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.