Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Коваленко С.В.
судей
Савина А.И., Душнюк Н.В.
при секретаре
Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда РК от 08 июля 2013 года по иску Потапова А. Ф. к ООО "Валго", МУП Надвоицкого городского поселения "МП" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что является собственником квартиры ( ... ) Управляющей организацией данного дома является ООО "Валго". В период с октября по декабрь 2012 года услуги по отоплению предоставлялись некачественно, в связи с чем, истец неоднократно обращался в управляющую организацию с заявлением о перерасчете предоставленных услуг, однако перерасчет произведен не был. Истец просил обязать ответчика предоставить ему показания прибора учета тепловой энергии помесячно за октябрь-декабрь 2012 года для проверки правильности перерасчета услуги отопления; порядок перерасчета и сам перерасчет услуги отопления за октябрь-декабрь 2012 года с учетом времени непредоставления, показателей температуры и показаний коллективного прибора учета тепловой энергии; оформленные акты замеров температурного режима в квартире, а также обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за некачественную услугу отопления за октябрь-декабрь 2012 года, взыскать с ответчика неустойку в размере 6.447,42 руб., компенсацию морального вреда в размере 50.000 руб. и штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Определением Сегежского городского суда РК от 15.05.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП Надвоицкого городского поселения "МП".
Суд иск удовлетворил частично. Обязал ООО "Валго" произвести истцу перерасчет платы за отопление за ноябрь 2012 года в сумме 79,21 руб., за декабрь 2012 года в сумме 800,77 руб. Взыскал с ООО "Валго" в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2.000 руб., неустойку в размере 49,90 руб., штраф в размере 1.464,94 руб. и государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в размере 299,40 руб. В удовлетворении требований к МУП Надвоицкого городского поселения "МП" отказал.
С таким решением не согласен истец. В апелляционной жалобе указывает, что факт нарушения качества коммунальной услуги был обнаружен потребителем. Представители ООО "Валго" в судебном заседании подтвердили факт обращения истца в диспетчерскую службу 10.10.2012. Поэтому перерасчёт размера платы за некачественную услугу отопления должен быть сделан за весь период предоставления услуги ненадлежащего качества. За период с 10.10.2012 по 31.12.2012 сумма оплаты отопления должна быть уменьшена на 100% и ему должны быть возвращены все внесённые за этот период деньги. Также истец не согласен с порядком расчета уменьшения платы за услугу отопления, проведённого судом только за дни с данными о температуре. Данный вывод нарушает права потребителя по установлению начала времени и даты предоставления услуги ненадлежащего качества. Считает, что потребитель должен только сообщить о факте, а не выполнять иные обязанности по его доказыванию. Кроме того, суд необоснованно уменьшил размер компенсации морального вреда. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Представитель МУП Надвоицкого городского поселения "МП" просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в части и изменению в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, липа, указанного в пункте 6 ч. 2 ст. 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно положениям ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В спорный период отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулировались "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с Правилами при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Указанными Правилами установлен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Так согласно п. 105 Правил при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108). По окончании проверки составляется акт. Указанный акт является юридическим основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств (п.109)
По делу установлено, что истец является собственником квартиры ( ... ) ( ... ) между администрацией Надвоицкого городского поселения и ООО "Валго" заключен договор управления многоквартирным домом, в котором проживает истец. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственнику, а также лицам, пользующимися помещением собственника, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (п. 1.1 Договора). В п. 2.1.1. договора указано, что ООО "Валго" обязуется обеспечить выполнение работ и оказание жилищно-коммунальных услуг в соответствии с предметом договора путем привлечения исполнителей. Ответственность за действия исполнителя, обеспечивающего выполнение работ и оказание услуг в соответствии с предметом настоящего договора, несет управляющая организация, т.е. ООО "Валго".
( ... ) между ООО "Валго" и МУП Надвоицкого городского поселения "МП" заключен договор снабжения тепловой энергией, холодным водоснабжением и отведением бытовых стоков собственников и нанимателей жилых помещений к многоквартирных домах д. Каменный Бор. Согласно п. 2.2.1 указанного договора МУП Надвоицкого городского поселения "МП" обязуется оказывать услуги центрального снабжения тепловой энергией (отоплением) качественно и в полном объеме, согласно требованиям действующего законодательства.
С начала отопительного сезона (с 10.10.2012) истец устно обращался в ООО "Валго" с претензиями на качество отопления. Данное обстоятельство подтверждено объяснениями представителя ответчика в судебном заседании от 28.05.2013. 26.11.2012, 07.12.2012, 21.12.2012, 25.12.2012 истец обращался в ООО "Валго" уже с письменными заявлениями о предоставлении ответчиком некачественной услуги по отоплению и необходимости производства замеров температуры воздуха в квартире.
Только 30.11.2012 управляющей организацией был составлен акт, в соответствии с которым установлено снижение температуры воздуха в квартире истца до 15 градусов. В декабре 2012 года замеры температуры воздуха управляющей организацией не производились. Графиком измерения температуры в квартире за период с 19.12.2012 по 31.12.2012, составленным председателем совета дома, зафиксировано отклонение температуры воздуха в квартире истца, ниже допустимого (+18 градусов).
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу предоставлялась коммунальная услуга по отоплению ненадлежащего качества, и правомерно возложил на ООО "Валго" обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
При исчислении перерасчета платы за отопление суд первой инстанции правильно руководствовался п. 15 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, письмом Министерства регионального развития РФ от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Суд апелляционной инстанции соглашается с порядком расчета примененным судом первой инстанции. Вместе с тем, перерасчёт размера платы за некачественную услугу отопления должен быть сделан за весь период предоставления услуги ненадлежащего качества, а именно с начала отопительного сезона на что указывалось истцом. Представитель ООО "Валго" в судебном заседании согласился с тем, что оказание услуги по отоплению надлежащего качества с 10.10.2012 было невозможным.
Таким образом, управляющая организация в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг не провела проверку не позднее 2 часов с момента получения от потребителя в октябре 2012 сообщения о нарушении качества коммунальной услуги и своевременно не составила соответствующий акт.
Согласно расчету произведенному судом первой инстанции размер снижения платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении составляет за 1 день в октябре 105,24 руб., в ноябре 203,18 руб., в декабре 243,44 руб. В соответствии с указанными Правилами размер снижения месячной платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении не может превышать ежемесячный размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление или из показаний приборов учета.
Таким образом, размер уменьшения платы за отопление за период с 10.10.2012 по 31.10.2012 составляет 1.230,92 руб., с 01.11.2012 по 30.11.2012 составляет 2.369,29 руб., с 01.12.2012 по 31.12.2012 составляет 2.847,21 руб.
В соответствии со ст. 28 ч. 5 ФЗ "О защите прав потребителей" в случае нарушения сроков оказания услуги, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены оказания услуги. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида оказания услуги или общую цену заказа, если цена оказания услуги не определена договором об оказании услуги.
Учитывая, что сумма неустойки не может превышать сумму перерасчета, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка за октябрь в размере 1.230,92 руб., за ноябрь 2.369,99 руб., за декабрь 2.847,21 руб.
На основании ст.15 Закона "О защите прав потребителя" суд обоснованно взыскал в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2.000 руб. Данная сумма отвечает принципу разумности и справедливости, оснований для ее увеличения не имеется.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" судом обоснованно взыскан штраф с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Учитывая, что размер перерасчета платы за отопление, неустойка увеличены, размер штрафа составит 6.447, 42 руб. (1.230,92 + 2.847,21 +2.369,29+ 1.230,92 + 2.847,21 +2.369,29/ 2).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ размер взысканной с ООО "Валго" государственной пошлины подлежит увеличению до 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда РК от 08 июля 2013 года по настоящему делу отменить в части и изменить.
Взыскать с ООО "Валго" в пользу Потапова А. Ф. перерасчет платы за отопление за октябрь в размере 1.230,92 руб.
Увеличить взысканный с ООО "Валго" в пользу Потапова А. Ф. перерасчет платы за отопление за ноябрь с 79,21 руб. до 2.369,29 руб., за декабрь с 800,77 руб. до 2.847,21 руб. и неустойку с 49,90 руб. до 6.447,42 руб., а также штраф с 1.464,94 руб. до 6.447,42 руб. и государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района с 299,40 руб. до 400 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.