Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Душнюк Н.В. и Стракатовой З.Е.
при секретаре Чернобай Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания", открытого акционерного общества "Прионежская сетевая компания" на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15 июля 2013 года по заявлению прокурора Кондопожского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания", открытому акционерному обществу "Прионежская сетевая компания" о признании незаконными действий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, признании незаконными действий по расчету размера платы за коммунальную услугу по энергоснабжению, обязании произвести перерасчет платы.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск подан по тем основаниям, что прокуратурой Кондопожского района РК проведена проверка соблюдения ОАО "КЭСК" и ОАО "ПСК" требований законодательства в сфере электроснабжения, в ходе которой выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц - граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по электроснабжению, и проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых Кондопожским ММП ЖКХ. На основании агентского договора от ХХ.ХХ.ХХ N между Кондопожским ММП ЖКХ и ОАО "КЭСК" на последних возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению, Приложением N к договору установлен перечень многоквартирных домов, на которые распространяется данная обязанность. Поскольку ОАО "КЭСК" не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, то обязанность по обслуживанию внутридомового электрического оборудования и сетей на него не возлагается, данная обязанность осуществляется исполнителем услуги Кондопожским ММП ЖКХ. ОАО "Прионежская сетевая компания" установлены общедомовые приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах в г. Кондопога по указанным адресам. Приборы учета электроэнергии, установленные в указанных домах, показания которых использует ОАО "КЭСК" как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, состоят на балансе ОАО "ПСК". Жильцы многоквартирных домов являются потребителями электроэнергии, с которыми ОАО "КЭСК" заключены договоры на электроснабжение с учетом выставляемых ежемесячных квитанций об оплате услуг. Каждый собственник и наниматель жилого помещения имеет лицевой счет на оплату потребленной электрической энергии, у каждого из них имеется индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии, плату за потребленную электроэнергию вносят в пользу ОАО "КЭСК", что подтверждает наличие правоотношений, регулируемых ФЗ "О защите прав потребителей". ОАО "КЭСК" при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей из данных домов применяет пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), согласно которому расчеты за электроэнергию производятся по формуле N 9 Правил. Между ОАО "КЭСК" и Кондопожским ММП ЖКХ, осуществляющим обслуживание указанных жилых домов, договоры на электроснабжение многоквартирных домов не заключены. В соответствии с решением Совета Кондопожского муниципального района от 14.12.2006 N16, постановлением Правительства РК от 20.06.2008 N 122-П "О Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год" многоквартирный жилой дом N по ул. ( ... ) в г. Кондопога признан аварийным, в настоящее время ведутся работы по его капитальному ремонту, в связи с чем требования федерального закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов на данный дом не распространяются. Ссылаясь на ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прокурор просил признать незаконными действия ОАО "ПСК" по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Кондопога, ул. N, дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N; пр. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; переулок ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома NN N; площадь ( ... ), дом N; ул. ( ... ), дом N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома NN N; пер. ( ... ) NN N; ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N N; ( ... ), дома NN N; признать действия ОАО "КЭСК" по расчету размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, подлежащей взысканию с потребителей, проживающих в многоквартирных домах по адресам: г. Кондопога, ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ( ... ), дома N; ( ... ), дома NN N; ( ... ), дом N; ( ... ), дом N; проспект ( ... ), дома N; ул. ( ... ), дома N; ул. ( ... ) дома N; ул. ( ... ), дома NN 13 N; ул. ( ... ), дом N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ) дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N; ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N, в период с момента перехода на коммерческий учет электрической энергии по ХХ.ХХ.ХХ с применением п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг незаконными; обязать ОАО "КЭСК" произвести перерасчет платы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах по адресам: г. Кондопога, ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ( ... ), дома NN N; ( ... ), дома NN N; переулок ( ... ), дом N; ( ... ), дом N N; проспект ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N; ул. ( ... ), дома NN 11 N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ) дом N N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дом N N; ( ... ), дома NN N; ул. ( ... ), дома NN N, в период с момента перехода на коммерческий учет электрической энергии по ХХ.ХХ.ХХ с применением положений п.7 Правил.
В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия ОАО "ПСК" по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в исковом заявлении, при этом указал, что по ул. ( ... ) в домах NN N; признать действия ОАО "КЭСК" по выставлению в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ счетов на оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, гражданам, проживающим в многоквартирных домах по указанным в п. 2 требований адресам, по показаниям приборов учета электрической энергии, установленных ОАО "ПСК" и являющихся его собственностью, незаконными; обязать ОАО "КЭСК" произвести за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в местах общего пользования, гражданам, проживающим по указанным в п. 3 требований адресам, с применением нормативов, утвержденных Постановлением Государственного комитета РК по энергетике и регулированию тарифов от 15.12.2006 N 225.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд признал незаконными действия ОАО "Прионежская сетевая компания" по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в жилых домах, расположенных в г. Кондопога по адресам: ул. ( ... ), дом N, ул. ( ... ), дом N. Суд признал незаконными действия ОАО "Карельская энергосбытовая компания" по расчету потребителям размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета в жилых домах, расположенных в г. Кондопога по адресам: ул. ( ... ), дом N, ул. ( ... ), д. N, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Суд обязал ОАО "Карельская энергосбытовая компания" произвести перерасчет платы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей, проживающих в жилых домах, расположенных в г. Кондопога по адресам: ул. ( ... ), дом N, ул. ХХ.ХХ.ХХ, д. N, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. В остальной части иска отказано. Суд взыскал с ОАО "Прионежская сетевая компания" и ОАО "Карельская энергосбытовая компания в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину в размере ( ... ) ( ( ... )) рублей в равных долях.
С решением суда не согласны ответчики. В апелляционной жалобе ОАО "Прионежская сетевая компания" просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части удовлетворения исковых требований и принять новое решение в этой части об отказе в иске. В обоснование доводов указывает, что при принятии решения суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку суд сделал выводы о правомерности требований истца на основании ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N261-ФЗ (далее - ФЗ N261-ФЗ), который вступил в законную силу 27.11.2009, тогда как многоквартирный дом по N ул. ( ... ) был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии ХХ.ХХ.ХХ, а многоквартирный дом N по ул. ( ... ) - ХХ.ХХ.ХХ. Кроме того, требования ст.13 ФЗ N261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013. Спорные дома подлежат сносу, о чем имеются соответствующие решения Совета Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N и ХХ.ХХ.ХХ N, вместе с тем не установлен срок сноса многоквартирных домов, признанных аварийными, дома продолжают эксплуатироваться, в них продолжают проживать физические лица, которые продолжают пользоваться коммунальными услугами, в том числе услугой по энергоснабжению. Полагает, что при таких обстоятельствах, на известные дома не распространяются требования ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", кроме того, установка общедомовых приборов учета за счет сетевой организации не ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года не противоречит закону.
В апелляционной жалобе ОАО "Карельская энергосбытовая компания" просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части удовлетворения исковых требований и принять новое решение в этой части об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N261-ФЗ не подлежит применению, поскольку до вступления в силу закона дом N по ул. ( ... ) в г.Кондопога и дом N по ул. ( ... ) в г.Кондопога были оборудованы коллективным (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. Ссылается на то, что требования ст.13 ФЗ N261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, при этом отсутствует запрет на установку приборов учета в ветхом (аварийном) жилом фонде, а также отсутствует указание на то, что электроэнергия в ветхих многоквартирных домах не подлежит учету, а собственники помещений в аварийных, ветхих и подлежащих капитальному ремонту домах освобождаются от предусмотренных нормами гражданского и жилищного законодательства обязанностей по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в случае, если многоквартирный дом уже оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. Указывает, что порядок расчетов за потребленную электрическую энергию, закрепленный ст.ст.541, 544 ГК РФ, ст.157 ЖК РФ, Основных положений функционирования розничных рынков, Правилах предоставления коммунальных услуг, не зависит от того, является ли многоквартирный дом, в котором проживают потребители ветхим/аварийным или нет.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Прокурор Кушнир Д.А. в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб.
Представители ответчиков ОАО "Карельская энергосбытовая компания" - Погорелова Н.А. и ОАО "ПСК" - Парамонова Е.С. в судебном заседании доводы жалоб поддержали.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании агентского договора от ХХ.ХХ.ХХ N между Кондопожским ММП ЖКХ и ОАО "КЭСК" на ОАО "КЭСК" возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению, Приложением N к договору установлен перечень многоквартирных домов, на которые распространяется данная обязанность.
ОАО "ПСК" были проведены работы по монтажу приборов учета электрической энергии в жилых домах, перечисленных прокурором в иске. По каждому установленному счетчику ОАО "ПСК" составлены справки-акты о замене, проверке технического состояния, опломбировке измерительного комплекса коммерческого учета, однолинейные схемы электроснабжения домов; соглашения о перерывах в электроснабжении, подписанные представителями ОАО "ПСК" и управляющей компании. Также по каждому из указанных домов были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, из которых следует, что установленные на домах счетчики электроэнергии принадлежат ОАО "ПСК" и находятся в границе их эксплуатационной ответственности.
Управление указанными в иске домами осуществляет Кондопожское ММП ЖКХ.
ОАО "ПСК" осуществляет снятие с установленных общедомовых приборов учета электроэнергии показаний, которые передает ОАО "КЭСК", которое, в свою очередь, производит жильцам указанных в иске домов начисление платы за потребленную электроэнергию.
Из письма Кондопожского ММП ЖКХ в 2012 году к руководству ОАО "КЭСК" следует, что они считают неправомочными их действия по установке общедомовых приборов учета электрической энергии без получения согласия собственников помещений многоквартирных домов, что приводит к необоснованному завышению счетов.
В соответствии с решением Совета Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N, многоквартирный жилой дом N по ул. ( ... ) в г. Кондопога признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с решением Совета Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N, многоквартирный жилой дом N по ул. ( ... ) г. Кондопога признан аварийным и подлежащим сносу, решением Кондопожского городского суда от 25.09.2008, суд обязал администрацию Кондопожского городского поселения произвести капитальный ремонт дома.
Согласно справке-акту о замене, проверке технического состояния опломбировке измерительного комплекса коммерческого учета от ХХ.ХХ.ХХ собственником измерительного комплекса по адресу: г.Кондопога, ул. ( ... ), д. N, является ОАО "ПКС", измерительный комплекс исправен, проверен, установлен в соответствии с требования ПУЭ (п.1.5.27, 1.5.29-1.5.38, 7.1.4, 7.1.51-7.1.53) и завода изготовителя.
В соответствии со справкой-актом о замене, проверке технического состояния опломбировке измерительного комплекса коммерческого учета от ХХ.ХХ.ХХ собственником измерительного комплекса по адресу: г.Кондопога, ул. ( ... ), д. N, является ОАО "ПКС", измерительный комплекс исправен, проверен, установлен в соответствии с требования ПУЭ (п.1.5.27, 1.5.29-1.5.38, 7.1.4, 7.1.51-7.1.53) и завода изготовителя.
В силу положений ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, определяется исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 1 ст.541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст.151 ЖК РФ граждане (арендаторы, наниматели, в том числе по договору социального найма, либо собственники жилых помещений) и организаций обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из требований ч.1 ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
При осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, применяются расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству РФ. Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст.157 ЖК РФ, ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.46 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, принимая во внимание, что требования действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомовых приборов учета, не распространяются на жилые дома признанные аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем, расчеты между поставщиком и потребителями, проживающими в непригодных для постоянного проживания домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов. Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ не подлежит применению.
Доводы ответчиков, о том, что спорные дома признаны лишь аварийным и подлежащими сносу, однако дата и период сноса не установлены, а положения ч.1 ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывают на нераспространение требований об обязательной организации учета энергетических ресурсов с применением приборов учета для аварийных домов, подлежащих сносу до 01.01.2013, не могут быть приняты во внимание и не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку приборы учета потребляемой электроэнергии на общедомовые нужды в спорных домах по адресу: г.Кондопога ( ... ), д. N, и ул. ( ... ), д. N, были установлены уже после того, как указанные жилые дома, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, были признаны аварийными и подлежащими сносу. То обстоятельство, что дата сноса вышеуказанных домов не определена и не установлена до 01.01.2013, не может влиять на права и обязанности собственников дома и ухудшать их правовое положение, поскольку это связано с бездействием администрации Кондопожского городского округа, отсутствием необходимых денежных средств в бюджете г.Кондопога для переселения граждан проживающих в данном аварийных домах, и не может отрицательно сказываться на правах граждан, проживающих в спорных домах.
Иные доводы апелляционных жалоб также не влекут отмены состоявшегося судебного постановления.
Фактические обстоятельства выяснены судом первой инстанции полно и правильно, а доводы апелляционных жалоб не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15 июля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.