Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Сильченко Р.П.
судей
Савина А.И., Коваленко С.В.
при секретаре
П
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УФМС по РК на решение Суоярвского районного суда РК от 20 мая 2013 года по иску Малафеевой О. И., Островской А. А. к администрации Суоярвского городского поселения, УФМС по РК в лице его территориального пункта в Суоярвском районе о восстановлении регистрации по месту жительства.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика УФМС по РК Канноева Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд по тем основаниям, что 17.06.2011 между Малафеевой О.И. и администрацией Суоярвского городского поселения был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: РК г.Суоярви, ул.Кайманова, ( ... ) истцы были зарегистрированы в указанном жилом помещении. Решением суда от 23.09.2011 указанный выше договор социального найма был расторгнут и в порядке его исполнения ТП УФМС России по РК в Суоярвском районе в одностороннем порядке сняло истцов с регистрационного учета по данному адресу. В настоящее время истцы регистрации не имеют. Истцы просили восстановить их право пользования жилым помещением, расположенным по адресу г. Суоярви, ул.Ленина, ( ... ) обязать ТП УФМС России по РК в Суоярвском районе восстановить регистрацию по месту жительства: г.Суоярви ул.Ленина, ( ... )
Суд иск удовлетворил. Восстановил истцам право пользования жилым помещением, расположенным по адресу г.Суоярви, ул.Ленина, ( ... ) обязал территориальный пункт УФМС России по РК в Суоярвском районе произвести регистрацию истцов по месту жительства: г.Суоярви, ул.Ленина, ( ... )
С таким решением в части понуждения зарегистрировать истцов по месту проживания не согласен ответчик УФМС по РК. В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995, гражданин при постановке на регистрационный учет представляет: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. В судебном заседании установлено, что истцы в установленном законом порядке с заявлением о регистрации по месту жительства не обращались. Следовательно, права и законные интересы истцов Управлением не нарушены. Кроме того, указывает, что территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы по РК в Суоярвском районе юридическим лицом не является, следовательно, не может выступать ответчиком в суде. Просит решение суда в части понуждения зарегистрировать истцов по месту проживания отменить и принять новое решение об отказе в иске в данной части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы. Истцы, представитель ответчика администрации Суоярвского городского поселения РК в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно ст. 40 Конституции РФ и ст. 3 ЖК РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
По делу установлено, что 09.04.2009 Суоярвским районным судом было принято решение об обязании предоставить Малафеевой О.И. на состав семьи два человека по договору социального найма благоустроенную квартиру в связи с тем, что в 2007 году жилой дом, где истица проживала со своей семьей (г.Суоярви ул.Ленина, ( ... ) был признан непригодным для проживания.
17.06.2011 между администрацией Суоярвского городского поселения и Малафеевой О.И. был заключен договор социального найма жилого помещения г.Суоярви, ул.Кайманова, ( ... ) 24.06.2011 истцы были сняты с регистрационного учета по ул.Ленина, ( ... ) и зарегистрированы по ул.Кайманова, ( ... )
23.09.2011 решением Суоярвского районного суда действия администрации Суоярвского городского поселения по заключению договора социального найма жилого помещения по ул.Кайманова были признаны незаконными, суд обязал указанный договор расторгнуть. 03.05.2012 на основании указанного решения суда истцы были сняты с регистрационного учета по ул.Кайманова.
11.01.2013 Малафеева О.И. обратилась в администрацию Суоярвского городского поселения с заявлением о регистрации по прежнему месту жительства: г.Суоярви ул.Ленина ( ... ) 11.02.2013 ей было отказано в этом, т.к. жилой дом признан непригодным для проживания.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку истцы проживали по ул.Ленина, ( ... ) на законных основаниях (ордер ( ... )), а действия администрации Суоярвского городского поселения по заключению с Малафеевой О.И. договора социально найма жилого помещения по ул.Кайманова были признаны незаконными, т.е. Малафеева О.И. не приобрела в установленном порядке право пользования указанным жилым помещением, то исковые требования о восстановлении истцам права пользования жилым помещением по ул.Ленина ( ... ) подлежали удовлетворению.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласится с выводом суда первой инстанции об обязании ТП УФМС России по РК в Суоярвском районе произвести регистрацию истцов по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила), ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
В силу пунктов 17, 18 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 16 настоящих Правил. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
Таким образом, условием регистрации гражданина по месту жительства органом регистрационного учета является представление соответствующим должностным лицом, осуществляющим первичный прием от граждан документов на регистрацию, приведенного выше перечня документов. Отсутствие таких документов влечет невозможность регистрации гражданина по месту жительства органом регистрационного учета. Следовательно, возложение обязанности по регистрации истцов по месту жительства на территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в Суоярвском районе противоречит закону.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в Суоярвском районе об обязании произвести регистрацию истцов по месту жительства: г.Суоярви, ул.Ленина, ( ... )
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда РК от 20 мая 2013 года отменить в части удовлетворения исковых требований к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в Суоярвском районе об обязании произвести регистрацию истцов по месту жительства: г.Суоярви, ул.Ленина, ( ... )
Принять в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.