Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Злобина А.В. и Степановой Т.Г.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12 августа 2013 года по иску Козловой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия о включении периода работы в трудовой стаж и установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Злобина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что истец ранее работала ( ... ) в совхозе " ( ... )", с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ находилась в служебной командировке в г. ( ... ), который относится к районам Крайнего Севера, при обращении к ответчику за включением указанного периода в период работы в районах Крайнего Севера и установлении повышенного фиксированного размера страховой части трудовой пенсии ей было в этом отказано, с таким решением ответчика истец не согласна. На основании изложенного, истец просила обязать ГУ-УПФ РФ в Медвежьегорском районе включить период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера и установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХ.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Медвежьегорском районе РК включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14, п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период трудовой деятельности Козловой С.В. во время её работы в служебной командировке в г. Беломорске Республики Карелия, отнесенном к районам Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости Козловой С.В. связи с работой в районах Крайнего Севера с ХХ.ХХ.ХХ.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что на основании п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня, в связи с чем нахождение истца в период командировки в районах Крайнего Севера не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Суд не принял во внимание то, что нахождение истца в командировке носило временный характер, при этом постоянная работа, осуществлялась истцом в совхозе " ( ... )" Медвежьегорского района Республики Карелия, то есть в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Считает, что вывод суда о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, основан исключительно на показаниях свидетелей, что противоречит ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Кроме того, суд первой инстанции неверно применил нормы процессуального права, а также не принял мер для установления фактических обстоятельств дела, поскольку судом не учтено то обстоятельство, что ответчиком было отказано истцу в установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по п.9 ст.14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не по п.7 ст.14 указанного Закона.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Козлова С.В. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика Каратай М.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Козлова С.В. является получателем трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ,
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ работала в совхозе " ( ... )" ( ... ), что подтверждается трудовой книжкой истца.
В соответствии со справкой МП от ХХ.ХХ.ХХ N совхоз " ( ... )" переименован в АО (постановление мэрии Медвежьегорского самоуправления РК от ХХ.ХХ.ХХ N), на базе АО создано новое предприятие МП (постановление Главы местного самоуправления Медвежьегорского района РК от ХХ.ХХ.ХХ N).
В соответствии с протоколом и решением УПФ от ХХ.ХХ.ХХ Козловой С.В., обратившейся с соответствующим заявлением ХХ.ХХ.ХХ, отказано в перерасчете размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.9 ст.17 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из справки ГКУ "Национальный архив Республики Карелия" в приказах по личному составу за ХХ.ХХ.ХХ- ХХ.ХХ.ХХ годы АО сведений о командировке Козловой С.В., в том числе в районы Крайнего Севера, не имеется.
В соответствии с п.7 ст.14 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел установленным факт работы истца в районах Крайнего Севера и сделал вывод о наличии у нее смешанного стажа работы.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении дела судом не был принят во внимание тот факт, что истец работала в совхозе в АО в должности ( ... ). Местом нахождения организации, с которой истец состояла в трудовых отношениях, являлся ( ... ) ( ... ) района Республики Карелия, отнесенный к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. То обстоятельство, что в период работы истец была направлена в командировку в г.Беломорск, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истицы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. В таком порядке стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районах Крайнего Севера) исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Продолжительность командировок истца составляла около четырех суток.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что ее работа районе Крайнего Севера носила стабильный и постоянный характер, осуществлялась в организации, расположенной в этом районе. Показания допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей не могут служить достаточным основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12 августа 2013 года по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Козловой С.В. отказать.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________, _____ _________________ 201_ г.
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________, _____ _________________ 201_ г.
"Разместить на сайте суда" Председательствующий состава
____________________, ______ _________________ 201_ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.