СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Машкиной И.М.
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2013 года дело по апелляционным жалобам Федерального ... и Федерального казенного учреждения " ... " на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 04 июля 2013 года, которым
обязано Федеральное ... профинансировать осуществление работ по оборудованию наружным дорожным освещением автомобильную дорогу " ... " от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706-707 км.) в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до "Дата обезличена" года;
обязать Федеральное казенное учреждение " ... " организовать непосредственное осуществление работ по оборудованию наружным дорожным освещением автомобильную дорогу "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706-707 км.) в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до "Дата обезличена" года.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя Федерального ... и Федерального казенного учреждения " ... " - ... , заключение помощника прокурора ... Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сысольского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Дорожная Строительная Компания " ... " о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по обустройству автомобильной дороги наружным освещением.
В последующем прокурор Сысольского района изменил предмет иска, просил обязать Федеральное ... профинансировать осуществление работ по оборудованию наружным дорожным освещением автомобильную дорогу "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706-707 км.) в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до "Дата обезличена" года. Обязать Федеральное казенное учреждение " ... " организовать непосредственное осуществление работ по оборудованию наружным дорожным освещением автомобильную дорогу "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706-707 км.) в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до "Дата обезличена" года.
Определениями суда от 25.03.2013 и 29.04.2013 в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Федеральное казенное учреждение " ... ", Государственная Компания " ... ", Федеральное ... ( ... ).
Определением суда от 24.05.2013 ответчики ООО "ДСК " ... " и ГК " ... " привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчиков.
Старший помощник прокурора Сысольского района ... поддержал заявленные требования.
Представитель Федерального ... , Федерального казенного учреждения "Федеральное ... " (по доверенности) ... с требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на заявление.
ГК " ... ", надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
ООО "ДСК " ... " представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах заявители просят решение суда отменить как постановленное с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Представители ГК " ... ", ООО "ДСК " ... " в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом апелляционной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, согласно статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, автомобильная дорога "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706-707 км.) в соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ N 257 -ФЗ от 08.11.2007 является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, находящаяся в оперативном управлении ФКУ " ... ".
Распоряжением Министерства транспорта РФ ИС-682-р от 13.08.2002 образовано Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами на территории Волго-Вятского региона, в том числе, выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, заключение подрядных договоров и контроль за их выполнением.
По обращению начальника ГИБДД МО МВД " ... " прокуратурой ... проведена проверка соответствия наружного дорожного освещения возле села Визинга Республики Коми на автомобильной дороге "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошка-Олу, Киров до Сыктывкара (706-707км.).
В результате проведенной проверки было установлено, что автодорога "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706 -707 км) не имеет освещения; имеется возможность подключения стационарного искусственного освещения к распределительным сетям, расположенным на расстоянии 100 метров от обследуемого участка автодороги.
Исходя из данных, представленных государственным инспектором безопасности дорожного движения Сысольского, Прилузского и Койгородского районов спорный участок автодороги является наиболее опасным аварийным участком. В феврале 2013 года на Комиссии по безопасности дорожного движения Сысольского района Республики Коми был насмотрен вопрос о состоянии аварийности по итогам 2012 года, установлено, что на данном участке автодороги в течение последних двух лет произошло ... дорожно-транспортных происшествий, ... - со смертельным исходом, ... человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. При этом ... % дорожно-транспортных происшествий совершены в темное время суток, ввиду отсутствия искусственного электроосвещения.
По данным ГИБДД МО МВД России " ... " по автодороге федерального значения "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошка -Олу, Киров до Сыктывкара, на 706-707 км в районе села Визинга Сысольского района Республики Коми в сутки проходит от ... до ... единиц автотранспорта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221. Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 4.6 ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221), требованиями к наружному освещению являются:
включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк;
переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк;
доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим;
- допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч;
- отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главным распорядителем бюджетных средств в дорожном хозяйстве является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что само по себе отсутствие искусственного освещения на автомобильной дороге "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706 -707 км), создает угрозу безопасности дорожного движения, способствует дорожно-транспортным происшествиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению требований прокурора.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался статьями 3, 13 и 24 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 5, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и обоснованно пришел к выводу о том, что требования ГОСТ Р 50597-93, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества, носят обязательный характер, их применение не может зависеть от усмотрения обязанного лица.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность по организации работ по оборудованию наружным дорожным освещением автомобильной дороги "Вятка" от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, а именно возле села Визинга (706 -707 км).
Отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для освобождения заинтересованного лица от выполнения обязанностей по содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционные жалобы не содержит.
Существенных нарушений норм процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального ... и Федерального казенного учреждения " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.