СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Ус Е.А.,
при секретаре Филичевой Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа " ... " на решение Усинского городского суда Республики Коми от 17 июля 2013 года, по которому
исковые требования прокурора г. ... в интересах К к Администрации Муниципального образования городского округа " ... " о предоставлении жилого помещения удовлетворены;
на Администрацию муниципального образования городского округа " ... " возложена обязанность предоставить К благоустроенное жилое помещение в городе ... Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее ... квадратных метра общей площади.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., мнение прокурора ... , полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. ... обратился в суд в интересах К. с иском к Администрации МО ГО " ... " об обязании предоставить жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи один человек, площадью ... кв.м. на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Истица и помощник прокурора г. ... в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика с требованиями не согласился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования городского округа " ... " не согласна с решением суда, просит его отменить, указывая на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что К относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение, закрепленное за К постановлением Главы Администрации МО ГО " ... " N ... от "Дата обезличена". по адресу: "Адрес обезличен" не существует с ...
Постановлением Главы Администрации МО ГО " ... " N "Номер обезличен" от "Дата обезличена". КА. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья. "Дата обезличена". К окончила начальное профессиональное учебное заведение - ГАОУ СПО " ... ".
В связи с отсутствием закрепленного жилья постановлением Администрации МО ГО " ... " N "Номер обезличен" от "Дата обезличена". К. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
С "Дата обезличена". К зарегистрирована по адресу: "Адрес обезличен", указанное жилое помещение в виде одной комнаты площадью ... кв.м. предоставлено К. Администрацией МО ГО " ... " на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением N "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
Разрешая спор, суд правомерно признал право истца на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данный вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в статье 1 Закона РК от 07.12.2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд, установив, что К относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, и так как истец до настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечен, а другого жилья не имеет, правомерно удовлетворил заявленные требования, возложив обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию МО ГО " ... ", как орган местного самоуправления, принявший решение о включении К в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья.
Довод жалобы о том, что возложение на администрацию муниципального образования обязанности предоставить истице жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее ... кв.м. в г. ... противоречит действующему законодательству, судебная коллегия не может признать обоснованным.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-P3 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составить не менее ... кв. м.
С вступлением в силу Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104- РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7).
При внесении изменений в условия предоставления жилья должно обеспечиваться соблюдением положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилых помещений должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Также юридическая сила о признании акта в указанной части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием аналогичного акта.
Судом установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, и оснований к отмене решения суда по всем доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усинского городского суда Республики Коми от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.