СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Костенко Е.Л.
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 10 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июля 2013 года, по которому
признано незаконным и отменено решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по РК от ... года;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Герасимовой Н.М. - представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семенчина Г.А. обратилось в суд с иском к Управлению Росздравнадзора по Республике Коми о признании незаконным и подлежащим отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по Республике Коми от ... года о несоблюдении требований к служебному поведению, указав в обоснование, что состав комиссии сформирован с грубым нарушением норм действующего законодательства, отсутствовали основания для проведения заседания комиссии ... года, нарушен порядок его проведения. Полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права и интересы как государственного служащего, дискредитирует в глазах подчиненных и руководителя Управления и ставит под сомнение возможность продолжения служебной деятельности в данном государственном органе.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Представитель третьего лица Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по Республике Коми в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми не согласен с решение суда и просит его отменить, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст.167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены или изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Семенчина Г.А. ... года принята на должность ... в Управление Росздравнадзора по Республике Коми, является государственным гражданским служащим; ... года с ней заключен служебный контракт N ... , согласно п. 6 которого гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статей 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.
Требования к служебному поведению установлены Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года N 855 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Росздравнадзора от 01 сентября 2011 года N 5521-Пр/11, а также должностным регламентом ... Семенчиной Г.А.
В соответствии с указанными актами к числу таких требований относится соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами и должностными лицами.
В соответствии с п.17 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения нарушение гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора положений настоящего Кодекса подлежит рассмотрению на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и урегулированию конфликта интересов, а также Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и урегулированию конфликта интересов, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Соблюдение гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Судом также установлено, что ... года в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по Республике Коми поступило коллективное заявление сотрудников Управления, в котором указывалось, что ... Семенчиной Г.А. допущена конфликтная ситуация, затрагивающая интересы сотрудников Управления, некорректное поведение, намеренное создание конфликтной ситуации; в заявлении содержалась просьба рассмотреть изложенные факты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
... года комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по Республике Коми по результатам рассмотрения коллективного обращения сотрудников от ... года принято решение о том, что истица не соблюдала требования к служебному поведению; рекомендовано привлечь её к дисциплинарной ответственности.
Удовлетворяя требования Семенчиной Г.А. и признавая незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росздравнадзора по Республике Коми от ... года, суд первой инстанции указал на то, что нарушен как порядок создания комиссии, так и порядок проведения её заседания и рассмотрения заявления, и эти нарушения затрагивают права Семенчиной Г.А..
Вывод суда является правильным.
Так, в соответствии с п. 6 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01 июля 2010 года N 821, вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности государственной службы в территориальных органах государственных органов, рассматриваются комиссией соответствующего территориального органа. Порядок формирования и деятельности комиссии, а также ее состав определяются руководителем государственного органа в соответствии с настоящим Положением.
Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (п.12).
Согласно подп. "в" п. 16 Положения основаниями для проведения заседания комиссии является представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
На основании п. 18 Положения председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации; организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;
Согласно п. 19 Положения заседание комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки государственного служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки государственного служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.
На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых государственному служащему претензий, а также дополнительные материалы; по итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подп. "в" п. 16 настоящего Положения, комиссия принимает соответствующее решение, оформляемое протоколом, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании (пункты 20, 22, 27, 30).
Аналогичные положения содержатся в Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 17 октября 2011 года N 6713-Пр/11.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение приведенных требований Положения основанием для проведения заседания комиссии явилось коллективное обращение сотрудников от ... года, представление руководителя Управления или члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению, в комиссию не вносилось; первоначально заседание комиссии проведено ... года, однако о дате заседания комиссии Семенчина Г.А. не была уведомлена и на заседании ... года не присутствовала; заседание комиссии ... года было отложено до окончания периода временной нетрудоспособности Семенчиной Г.А., вместе с тем приказом от ... года N ... для рассмотрения коллективного заявления сотрудников Управления от ... года сформирована новая комиссия в ином составе, заседание которой состоялось ... года, при этом Семенчина Г.А.с заседания комиссии была удалена и опрос свидетелей-сотрудников Управления проходил в её отсутствие.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что нарушен порядок создания комиссии, порядок и срок проведения её заседания, что привело к нарушению прав Семенчиной Г.А.как государственного служащего, в отношении которого рассматривался вопрос о соблюдении требований к служебному поведению, так как первоначальный состав комиссии не исключал возможности возникновения конфликта интересов с учетом того, что некоторые члены комиссии могли быть свидетелями конфликта, в связи с которым рассматривался вопрос о соблюдении Семенчиной Г.А. требований к служебному поведению; заседание комиссии ... года проведено в отсутствие Семенчиной Г.А. и без её уведомления о дате заседания; заседание надлежащим образом сформированной комиссии назначено на ... года с нарушением предельного 7-дневного срока, установленного п.18 Положения для назначения заседания комиссии, Семенчина Г.А. с указанного заседания удалена, что исключало для неё возможность непосредственного восприятия информации, сообщенной свидетелями, возможность задавать им вопросы и участвовать в исследовании представленных на комиссию материалов.
С учетом изложенного решение комиссии от ... года правомерно признано судом незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, отразив решении, что функции сотрудников отдела, возглавляемого Семенчиной Г.А., с ... года значительно изменились, однако со стороны руководства не было предпринято каких-либо мер по приведению должностных регламентов сотрудников Управления в соответствии с изменениями в законодательстве, не решены организационно-штатные мероприятия, что в совокупности послужило причиной возникновения конфликта среди сотрудников Управления, не могут быть приняты во внимание, поскольку расценивать указанный вывод суда, сделанный в процессе рассмотрения вопроса о соблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению, для выяснения которого необходимо установить в том числе причины и условия, повлекшие развитие конфликта, как выход за рамки заявленных исковых требований оснований не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст.328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.