СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Минэнерго Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2013 года, по которому
признано право Махова В.И. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на АМОГО "Воркута" возложена обязанность включить Махова В.И. в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией государственного предприятия "Наименование обезличено" в соответствии с продолжительностью стажа работы в угольной отрасли;
на Минэнерго Российской Федерации через МОГО "Воркута" возложена обязанность выделить Махову В.И. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности;
на АМОГО "Воркута" возложена обязанность предоставить Махову В.И. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности;
в удовлетворении требования Махова В.И. к АМОГО "Воркута", Минэнерго Российской Федерации о взыскании расходов по оплате юридической помощи отказано;
с Минэнерго Российской Федерации в пользу Махова В.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме "Сумма обезличена" рублей;
с АМОГО "Воркута" в пользу Махова В.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме "Сумма обезличена" рублей.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения представителя Махова В.И. - "Фамилия обезличена", судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Махов В.И. обратился в суд с иском к АМО ГО "Воркута", Минэнерго РФ о признании права на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией государственного предприятия "Наименование обезличено"; включении в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в предприятиях угольной отрасли; выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в предприятиях угольной отрасли; взыскании судебных расходов по оплате госпошлины и услуг представителя, указав, что трудовой договор с ним был расторгнут "Дата обезличена" года по п.1 ст.33 КЗоТ РСФСР, в связи с ликвидацией предприятия, общий стаж работы на предприятиях угольной отрасли на день увольнения у него составил более 10 лет, что в совокупности в соответствии с действующим законодательством позволяет ему претендовать на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами РКС за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке установленной очередности и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.
Суд постановил приведенное решение.
В жалобе Минэнерго Российской Федерации просит об отмене решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права в части определения у истца права на получение жилищной субсидии и законодательно установленной обязанности апеллянта по предоставлению Махову В.И. такой субсидии, а также на пропуск истцом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о включении в список граждан на получение жилья за пределами РКС.
В суд апелляционной инстанции Минэнерго Российской Федерации своего представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения жалобы. В жалобе просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Махова В.И. с жалобой не согласилась, полагая решение законным и обоснованным.
Ходатайств и заявлений до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу судебного акта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Махов В.И. с "Дата обезличена" года работал "Должность обезличена", "Должность обезличена" на "Наименование обезличено".
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 41-р от 09.01.1999 года было принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации "Наименование обезличено".
"Дата обезличена" года трудовой договор между истцом и "Наименование обезличено" был расторгнут по п.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией предприятия. На момент расторжения договора стаж работы истца в угольной отрасли составил более 10 лет.
"Дата обезличена" года "Наименование обезличено" было исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией вследствие банкротства. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой "Наименование обезличено" были определены списки работников шахты на переселение в связи с ликвидацией предприятия. Истец в такие списки включен не был.
По результатам рассмотрения спора суд, проанализировав обстоятельства дела применительно к нормам действующего законодательства, пришел к выводу о том, что Махов В.И. подпадает под категории уволенных с работы из "Наименование обезличено" лиц, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты, ввиду чего удовлетворил заявленные им требования в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
Нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия.
Так, Федеральным законом N 123-ФЗ от 27.09.2005 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов ... " статья 154 Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Как установил суд по текущему делу, истец был уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера до 01.01.2005 года. На момент увольнения стаж его работы в угольной отрасти составлял более 10 лет. Жилья за пределами г.Воркуты Махов В.И. не имеет, ранее жилищную субсидию не получал, следовательно, он имеет право на удовлетворение заявленных требований.
Приведенные в жалобе доводы о том, что Минэнерго РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств в виде субвенций - органы местного самоуправления.
Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий.
Для предоставления истцу субсидии за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Минэнерго РФ о выделении органу местного самоуправления (МО " "Адрес обезличен"") денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Махов В.И. не был включен в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, не может быть принята во внимание. Указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику угольной промышленности в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, пунктом 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о пропуске Маховым В.И. срока исковой давности при обращении в суд, поскольку на требования о признании права на получение жилищной субсидии, включении в очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья, как на требования, направленные на защиту личных неимущественных прав, в силу ст.208 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не распространяется.
Требования о предоставлении жилищной субсидии являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии, поэтому срок исковой давности к данным спорным правоотношениям также не применим.
Кроме того, как следует из материалов дела, заявления о пропуске истцом срока исковой давности ответчиком суду первой инстанции до вынесения решения сделано не было, что также не позволяет судебной коллегия считать такое заявление в жалобе приемлемым.
Судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку предоставленным сторонами доказательствам в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Жалоба не содержит в себе оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Нарушение норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2013 года оставить без изменения, жалобу Минэнерго Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.