СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Ауловой Т.С.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 14 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Ворониной Е.Н., Дирина Д.В., действующего в интересах несовершеннолетних Дирина Р.Д., Дирина Д.Д., а также их представителя Дириной Г.М. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 15 августа 2013 года, по которому
исковые требования Ворониной Е.Н. и Дирина Д.В. в интересах несовершеннолетних детей Дирина Р.Д., Дирина Д.Д. к администрации муниципального района "Печора" о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Воронина Е.Н. и Дирин Д.В., действующий в интересах несовершеннолетних детей Дирина Р.Д. и Дирина Д.Д., обратились в суд с иском к администрации муниципального района "Печора" о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований заявители указали, что д. "Адрес обезличен", где они вместе с членами своей семьи занимают квартиру "Номер обезличен", непригоден для проживания. Решением ... городского суда РК по делу "Номер обезличен" на администрацию МР "Печора" возложена обязанность предоставить жилое помещение Дириной Г.М. и Дирину Д.В. на состав семьи ... человека. Однако в настоящее время в квартире зарегистрированы ... человек. Кроме того, Воронина Е.Н. является инвалидом ... группы и имеет право на получение дополнительной жилой площади. Просят признать, что проживание в жилом помещении, непригодном для проживания несет угрозу здоровью и безопасности жизни их семьи, а также, что проживание семьи длительное время в помещении непригодном для проживания нарушает их права, предоставленные Жилищным кодексом РФ; обеспечить Воронину Е.Н. благоустроенным жилым помещением по нормам предоставления по договору социального найма ст. 57 ч. 2. п. 1, ч. 5 ЖК РФ и как инвалида-колясочника в двойном размере по ст. 50 п.6 ЖК.РФ; обеспечить Дирина Д.Д. и Дирина Р.Д. по нормам предоставления благоустроенным жилым помещением по договору социального найма ст. 57 ч. 2 п. 1, ч. 5 ЖК РФ.
Дирина Г.М., действующая от своего имени, а также от имени Дирина Д.В., на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель администрации МР "Печора" Михеева Н.Н. исковые требования не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Воронина Е.Н., Дирин Д.В., действующий в интересах несовершеннолетних Дирина Р.Д., Дирина Д.Д., и их представитель Дирина Г.М.просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в г. ... по "Адрес обезличен" на балансе местной казны числится домовладение ... года постройки, ... группы капитальности, ... % износа на "Дата обезличена".
Согласно акту городской межведомственной комиссии от "Дата обезличена" "Номер обезличен" жилой дом "Адрес обезличен" является аварийным, подлежит сносу.
На основании решения ... городского суда РК от "Дата обезличена" на администрацию муниципального образования муниципального района "Печора" возложена обязанность предоставить вне очереди Дириной Г.М., Дирину Д.В. по договору социального найма на состав семьи ... человека благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее ... кв. м. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
После вступления решения суда в законную силу и возбуждения исполнительного производства в кв. "Адрес обезличен" были зарегистрированы: Воронина Е.Н. - с "Дата обезличена", несовершеннолетние Дирин Д.Д. и Дирин Р.Д. - с "Дата обезличена". На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МР "Печора", истцы не состояли и не состоят на учете.
Воронина Е.Н. является инвалидом первой группы, причина инвалидности - общее заболевание.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент рассмотрения заявленных требований, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан А., К., Ф.С., Ф.Л., Ф.В., Ч. и Ш.А. на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из ответа администрации от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на обращение Дириной Г.М., для обеспечения их семьи жилыми помещениями во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Дирину Д.В. следует обратиться по вопросу постановки на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по программе "Обеспечение жильем молодых семей"; Воронина Е.Н. может обратиться по вопросу постановки на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории "Инвалиды 1,2 группы"; в случае признания малоимущей семья имеет право обратиться по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Между тем данных о том, что Дирин Д.В. и Воронина Е.Н. в установленном законом порядке обращались в администрацию по вопросу постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Учитывая приведенные нормы закона, суд, установив, что ранее вынесенным решением суда на ответчика возложена обязанность предоставить Дириной Г.М. и Дирину Д.В. благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее ... кв.м., пришел к правильному выводу об отсутствии у истцов права на предоставление жилого помещения по договору социального найма по заявленным основаниям. С учетом того, что благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, должно быть предоставлено Дириной Г.М. и Дирину Д.В. не в связи с улучшением жилищных условий, обстоятельства, указанные в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в данном случае, обоснованно не были приняты судом во внимание.
Доводы жалобы о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди и право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у истцов возникло вне зависимости от принятия органами местного самоуправления решения о признании их нуждающимися в жилом помещении, основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителей, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, содержат иную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено. Решение является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 15 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворониной Е.Н., Дирина Д.В., действующего в интересах несовершеннолетних Дирина Р.Д., Дирина Д.Д., и их представителя Дириной Г.М. - без удовлетворения
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.