СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Ус Е.А, Смирновой Н.И,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 31 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 августа 2013 года, по которому
в иске к Никулиной Н.Ф. о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Государственному бюджетному учреждению РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" - отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, объяснение Никулиной Н.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" обратилось в суд с иском к Никулиной Н.Ф. о взыскании полученной субсидии на оплату ЖКУ в размере ... руб, мотивируя тем, что при обращении за ее получением ответчик предоставил недостоверные данные о составе семьи.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Никулин В.Н, супруг ответчика.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Никулина Н.Ф. не согласилась с заявленными исковыми требованиями в связи с необоснованностью.
Третье лицо Никулин В.Н. участия в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Суд постановил приведенное выше решение, которое в апелляционной жалобе просит отменить ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района".
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле - представителя ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района", третьего лица Никулина В.Н, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из обстоятельств дела, Никулина Н.Ф. является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу : "Адрес обезличен", с января 2010 года.
Исходя из заявления Никулиной Н.Ф. на получение жилищной субсидии при первичном обращении с указанием состава семьи-один человек и соответствующей справки о регистрации с места жительства, расчет субсидии был произведен из совокупного дохода семьи в составе одного человека.
Аналогичный расчет субсидии производился и при последующих ее назначениях и выплатах Никулиной Н.Ф. Согласно уведомления ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" N "Номер обезличен" от 16 июля 2013 года в адрес ответчика выплата субсидии Никулиной Н.Ф. назначена на период с 01 июля по 31 декабря 2013 года.
Основанием для предъявления исковых требований к Никулиной Н.Ф. о возврате полученной ею субсидии в размере ... руб. за период с 01 июня 2010 года по 30 июня 2013 года (с учетом срока исковой давности) послужило указание ответчиком в заявлении о предоставлении субсидии с 01 июля 2013 года в качестве члена своей семьи супруга Никулина В.Н, зарегистрированного и проживающего по адресу: "Адрес обезличен", брак с которым заключен в "Дата обезличена" году.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и применив нормы закона, регулирующего данные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные денежные средства нельзя отнести к "необоснованно полученным в качестве субсидии средствам".
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит, учитывая наличие у ответчика неоспариваемого истцом права на получение данной меры социальной поддержки в спорный период времени.
Согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу пункта 3 указанных Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно пункта 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов, в том числе: г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.
В силу пункта 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются также доходы супруга.
В силу пункта 60 указанных Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе, в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с пунктом 49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.
С учетом изложенного, представление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае представления получателем субсидии заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, производится возврат субсидии в бюджет.
Правила предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403 к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся в том числе определение полноты и достоверности представленных гражданами документов.
Между тем, при первичном обращении за получением субсидии и в ходе последующих обращений, Никулиной Н.Ф. предъявлялся паспорт, в котором имеется штамп о заключении брака с Никулиным В.Н. Ксерокопия данного документа была приобщена истцом к материалам личного дела получателя субсидии Никулиной Н.Ф.
Таким образом, представленные доказательства не подтверждают наличие умысла ответчика на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в определенном истцом размере.
Выводы суда не противоречат требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, не могут повлиять на содержание выводов суда, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и не свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.