Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Пузыревой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Параньгинского района на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2013 г., по которому постановлено:
установить в отношении Дудина С. В. административный надзор на срок четыре года, исчисление срока административного надзора производить со дня вступления в законную силу решения суда;
установить в течение срока административного надзора в отношении Дудина С.В. административные ограничения в виде: запрета выезда за пределы Республики Марий Эл; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, по адресу: "адрес", в ночное время с 22 часов до 6 часов следующего дня; обязательной явки один раз в месяц в ОП N ... МО МВД России " ... " для регистрации.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отделение полиции N ... по "адрес" МО МВД России " ... " обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Дудина С.В. на срок до погашения судимости - до "дата", административных ограничений в виде: запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без уведомления Отделения полиции N ... по "адрес" МО МВД России "Мари-Турекский"; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, по адресу: "адрес", в ночное время с 22 часов до 6 часов следующего дня; обязательной явки один раз в месяц в ОП N ... МО МВД России " ... " для регистрации. В обоснование заявления было указано, что Дудин С.В. приговором Параньгинского районного суда от "дата" осужден за совершение умышленного тяжкого преступления, предусмотренного ... УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок четыре года. Постановлением Медведевского районного суда от "дата" Дудин С.В. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на ... год ... дней. Приговором мирового судьи судебного участка N ... в "адрес" от "дата" Дудин С.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. ... ст. ... , ч. ... ст. ... УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на один год условно, с испытательным сроком один год.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Параньгинского района Колотвин В.Н. просит решение изменить в части определения срока административного надзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления не явились представитель Отделения полиции N ... по "адрес" МО МВД России " ... ", Дудин С.В., которые извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, выслушав заключение помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В., полагавшей решение подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит изменению, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст.3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч.1).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч.2).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч.3).
В соответствии с ч.1 ст.5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ч.3 ст.5 названного Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении:
1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Как следует из материалов дела, приговором Параньгинского районного суда от "дата" Дудин С.В. осужден за совершение умышленного тяжкого преступления, предусмотренного ч. ... ст. ... УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на четыре года. В действиях Дудина С.В. установлен опасный редицив преступлений. Постановлением Медведевского районного суда от "дата" Дудин С.В. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на ... год ... дней.
Срок погашения судимости за указанное преступление на основании ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции закона, действовавшей на момент рассмотрения дела) составляет шесть лет после отбытия наказания.
В соответствии с ч.4 ст.86 УК РФ если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Согласно справке ФКУ ИК-4 от "дата" Дудин С.В. освободился из ФКУ ИК-4 условно-досрочно "дата"
С учетом даты освобождения Дудина С.В. из места лишения свободы судимость за указанное преступление погашается "дата"
Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также вышеприведенное правовое регулирование, административный надзор в отношении Дудина С.В. подлежал установлению до указанной даты, а исчисление этого срока в силу п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" должно производиться со дня постановки Дудина С.В. на учет в органе внутренних дел, но не со дня вступления в законную силу решения суда.
В отношении установления судом административных ограничений решение не обжалуется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда и в указанной части, руководствуясь при этом разъяснениями, изложенными в п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции".
Как следует из заявления Отделения полиции N ... по "адрес" МО МВД России " ... ", пояснений его представителя, данных в судебном заседании, запрет выезда за пределы Республики Марий Эл был обусловлен не уведомлением об этом Отделения полиции N ... по "адрес" МО МВД России " ... ".
В решении суда имеется указание на применение данного ограничения без ссылки на уведомление.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данная норма предполагает достижение баланса между ограничением в правах конкретного лица и интересами общества, государства, других лиц.
Установление решением суда абсолютного запрета Дудину С.В. на выезд за пределы Республики Марий Эл при достаточно продолжительном сроке действия этого запрета несоразмерно ограничивает права этого лица.
При этом судебная коллегия учитывает, что реализация данного административного ограничения возможна иным способом, в частности, с применением оговорки (условия) в отношении обязательного направления лицом, в отношении которого установлены административный надзора, в орган внутренних дел уведомления о кратковременном выезде за пределы Республики Марий Эл.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2013 г. изменить.
Считать, что в отношении Дудина С. В. установлен административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "дата"
Срок административного надзора, установленного в отношении Дудина В.С., следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
Считать, что Дудину С.В. установлен запрет на выезд за пределы Республики Марий Эл без предварительного уведомления Отделения полиции N ... по "адрес" МО МВД России " ... ".
В остальной части решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 19 июля 2013 г. оставить в силе.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Петрова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.