Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
В.А. Ганченковой
с участием секретаря судебного заседания А.А. Косолаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 октября 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе представителя А.В. Нагаева на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 29 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
представитель А.В. Нагаев от имени Л.И. Ивановой обратился в суд с жалобой на неправомерные действия главы районной администрации.
В обоснование жалобы указал на то, что Л.И. Иванова является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны И.П.А. и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" имеет право на обеспечение жильём.
15 апреля 2013 года он обратился в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по вопросу выдачи Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Сотрудники районной администрации выдали ему перечень девяти документов, которые необходимо представить в районную администрацию для признания Л.И. Ивановой нуждающейся в жилом помещении.
Считает, что действия сотрудников районной администрации противоречат Федеральному закону от 6 мая 2010 года N79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", согласно которому члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
Поэтому он обратился к главе администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкину с письменным заявлением от 19 апреля 2013 года о незамедлительной выдаче Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Однако письмом от 13 мая 2013 года N2066, изданным за подписью главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкина, районная администрация сообщила о том, что для признания Л.И. Ивановой нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо представить двенадцать документов.
Просил суд обязать главу администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкина выдать Л.И. Ивановой свидетельство на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 29 июля 2013 года жалоба оставлена без удовлетворения.
Представитель А.В. Нагаев подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что: согласно Федеральному закону "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения; признания Л.И. Ивановой нуждающейся в улучшении жилищных условий и представления документов, подтверждающих нуждаемость Л.И. Ивановой в улучшении жилищных условий, не требуется; решение суда основано на неправильном применении закона; своим ответом глава районной администрации отказал Л.И. Ивановой в выдаче свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
В судебное заседание глава администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкин не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещён, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании Л.И. Иванова и её представитель А.В. Нагаев доводы апелляционной жалобы поддержали.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Л.И. Иванова является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны И.П.А., умершего 12 мая 2011 года.
Представитель А.В. Нагаев обратился к главе администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкину с письменным заявлением от 19 апреля 2013 года о выдаче Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Письмом от 13 мая 2013 года N2066, изданным за подписью главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия В.И. Ташкина, районная администрация сообщила А.В. Нагаеву о том, что для признания Л.И. Ивановой нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "вдова УВОВ" необходимо представить в МБУ "Многофункциональный центр" города Ковылкино следующие документы:
1) справку о составе семьи;
2) выписку из домовой книги;
3) финансовый лицевой счёт;
4) справку с БТИ;
5) справку с Регистрационной палаты;
6) ксерокопию паспортов всех членов семьи;
7) ксерокопию свидетельства о заключении (расторжении) брака;
8) ксерокопию свидетельства о смерти мужа;
9) акт проверки жилищных условий;
10) справку, подтверждающую категорию "вдова УВОВ";
11) справку с военкомата;
12) документы, содержащие сведения о месте проживания за последние пять лет.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности действий главы районной администрации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. При этом члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз и обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N155 установлено, что формой обеспечения жильём граждан, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Указанным постановлением Правительства Республики Мордовия также утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу седьмому части первой пункта 4 настоящего Порядка правом на получение социальной выплаты обладают члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Исходя из этих положений, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета (предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья) в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий (признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N335 утверждены Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Настоящие Правила определяют порядок ведения администрациями муниципальных образований учёта граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 6 настоящих Правил учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется администрациями муниципальных образований по месту жительства граждан
На учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются лица, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 7 настоящих Правил для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны представить в администрацию муниципального образования следующие документы:
1) заявление;
2) копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи нанимателя) с одновременным предъявлением подлинников указанных документов;
3) справку организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащую также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет;
4) копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи;
5) документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья;
6) копию поквартирной карты или выписку из домовой (поквартирной) книги;
7) копии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения (свидетельство о праве собственности, договор передачи, договор социального найма, договор найма).
Граждане могут представлять документы, необходимые для постановки их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, выдавшими соответствующий документ, либо нотариально, за исключением документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.
В данном случае А.В. Нагаев обратился к главе районной администрации с заявлением о выдаче Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Заявления о постановке Л.И. Ивановой на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, А.В. Нагаев не подавал.
Вместе с тем на обращение А.В. Нагаева районная администрация сообщила заявителю о том, что для признания Л.И. Ивановой нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо представить документы, указанный перечень которых соответствует требованиям пункта 7 настоящих Правил.
Такое сообщение районной администрации права или свободы Л.И. Ивановой не нарушает, препятствие к осуществлению Л.И. Ивановой её прав и свобод не создаёт.
Принятие решения о выдаче Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья или об отказе в его выдаче к полномочиям районной администрации или её главы не относится.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка социальная выплата предоставляется гражданину за счёт средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путём выдачи свидетельства на получение социальных выплат.
В силу положений пункта 8 настоящего Порядка решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе в её предоставлении принимает министерство.
Исходя из этих положений, принятие решения о выдаче Л.И. Ивановой свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья или об отказе в его выдаче относится к полномочиям Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно Федеральному закону "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения, отклоняются.
Указанное законоположение, предусмотренное в подпункте 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", не свидетельствует о том, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём вне зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Напротив, как уже указывалось ранее, граждане указанной категории имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета (предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья) в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий (признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий). Иное суждение заявителя основано на неправильном понимании закона.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что признания Л.И. Ивановой нуждающейся в улучшении жилищных условий и представления документов, подтверждающих нуждаемость Л.И. Ивановой в улучшении жилищных условий, не требуется, как и доводы жалобы о том, что решение суда основано на неправильном применении закона, также отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что своим ответом глава районной администрации отказал Л.И. Ивановой в выдаче свидетельства на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, также отклоняю как несоответствующие обстоятельствам дела.
Других доводов к отмене или изменению решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 29 июля 2013 года без изменения, апелляционную жалобу представителя А.В. Нагаева без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.