Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 ноября 2013 года в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Семочкин С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия) о включении периода прохождения военной службы в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование исковых требований указал, что 06 мая 2013 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда N "данные изъяты" от 16 мая 2013 года в назначении данной пенсии ему было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению Пенсионного фонда его специальный стаж на дату обращения, то есть на 06 мая 2013 года, составил 28 лет 11 дней. В специальный стаж ответчиком не засчитан (кроме прочих периодов, которые он не оспаривает) период прохождения им военной службы с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года со ссылкой на то, что в представленных документах не усматривается, что в войсковой части имелось медицинское учреждение, в котором протекала лечебная деятельность.
С данным решением Пенсионного фонда он не согласен, поскольку в период прохождения им военной службы действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения", которое утратило силу с 01 октября 1993 года. Данным постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Время работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывалось в специальный стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Учитывая, что более 2/3 стажа выработано им в учреждениях и на должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения службы по призыву, по его мнению, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Просил суд признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия N "данные изъяты" от 16 мая 2013 года в части невключения ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода прохождения военной службы с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года незаконным и отменить; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж период прохождения военной службы с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года в календарном исчислении и назначить ему данную трудовую пенсию с 06 мая 2013 года.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2013 года постановлено: "Исковое заявление Семочкина С.А. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия" удовлетворить.
Решение Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия" N "данные изъяты" от 16 мая 2013 года в части не включения в специальный стаж, периода прохождения военной службы с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года, отменить.
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики
Мордовия" включить период прохождения Семочкиным С.А. военной службы с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия" назначить и выплатить Семочкину С.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 6 мая 2013 года".
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякина З.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение, а также взыскать с Семочкина С.А. расходы, связанные с оплатой госпошлины за подачу апелляционной жалобы, в размере 2000 рублей. Указала, что период прохождения Семочкиным С.А. военной службы с 30.11.1990 по 28.01.1992 не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку из представленных документов не усматривается, что в войсковой части имелось медицинское учреждение, предусмотренное Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию на пенсию за выслугу лет. Кроме того, в имеющихся в распоряжении Комиссии документах, не содержится достаточных оснований для подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья в указанной должности (ведущего хирурга дивизии), а именно, нет уточняющих справок, нет штатного расписания, справки о заработной плате. Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения не предусматривают включение в специальный стаж периодов прохождения военной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу Семочкин С.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании истец Семочкин С.А. относительно апелляционной жалобы возразил.
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 06 мая 2013 года Семочкин С.А. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия N "данные изъяты" от 16 мая 2013 года Семочкину С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, полагая, что специальный стаж Семочкина С.А. на момент обращения составил 28 лет 11 дней.
В специальный стаж не включен (кроме прочих периодов, которые истец Семочкин С.А. не оспаривает) период прохождения им военной службы с 30.01.1990 по 28.01.1992 со ссылкой на то, что в представленных документах не усматривается, что в войсковой части имелось медицинское учреждение, в котором протекала лечебная деятельность. Кроме того, в имеющихся в распоряжении Комиссии документах, не содержится достаточных оснований для подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья в указанной должности (ведущего хирурга дивизии).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Пенсионного органа в оспариваемой части.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из копии трудовой книжки на имя Семочкина С.А. усматривается, что он после окончания учебы в "данные изъяты" мединституте 01.09.1988 принят на должность врача-хирурга с прохождением годичной интернатуры, 01.08.1989 уволен с работы в связи с окончанием интернатуры и направлен в распоряжение главного врача "данные изъяты" ЦРБ, 01.08.1989 принят в "данные изъяты" райбольницу на должность врача-хирурга, 01.02.1990 уволен в связи с призывом в ряды Вооруженных Сил СССР, 12.03.1992 принят в "данные изъяты" ЦРБ на должность врача по спортивной медицине, 16.03.1992 переведен на должность врача-детского хирурга поликлиники, 19.05.1992 переведен врачом-урологом поликлиники, 09.06.1998 переведен врачом-эндоскопистом поликлиники с сохранением работы по совместительству в пределах 0,5 ставки врача-уролога, 01.01.2009 работа по совместительству на 0,25 ставки врачом-урологом, работает по настоящее время.
Согласно военному билету Семочкин С.А. с 19.03.1990 по 28.01.1991 проходил службу в рядах Советской Армии в должности командира взвода, начальника операционно-перевязочного отделения, ведущего хирурга дивизии.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
При этом суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П и абзаца 3 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В спорный период времени прохождения Семочкиным С.А. военной службы по призыву с 30 января 1990 года по 28 января 1992 года действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Семочкина С.А. по призыву относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Таким образом, вышеназванный период военной службы Семочкина С.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2, 3 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем).
Поскольку на момент обращения Семочкина С.А. в Пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости им было выработано не менее 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, с учетом включенного судом периода прохождения Семочкина С.А. военной службы по призыву в рядах Советской Армии, специальный стаж Семочкина С.А. составил более 30 лет, суд правильно возложил обязанность на пенсионный орган в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" назначить истцу пенсию со дня его обращения - 06 мая 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены правильного по существу решения, поскольку были уже предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и, по сути, повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Володина Г.Ф.
Скипальская Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.