Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием Латыновой О.А., ее представителя Казицкого Д.В., представителя Окружной администрации г.Якутска Лыткиной И.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Якутского городского суда от 22 августа 2013г. по делу по заявлению Латыновой Олеси Александровны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании предоставления места в дошкольном учреждении, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении заявления Латыновой Олеси Александровны к Окружной администрации города Якутска о признании бездействия незаконным, обязании предоставления места в дошкольном учреждении отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латынова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Окружной администрации г.Якутска по обеспечению ее сына М. _______ г.рождения местом в детском саду. Требования обосновала тем, что ее сын поставлен в очередь для направления в дошкольное образовательное учреждение, но до настоящего времени место в детском саду не предоставлено, чем нарушено право ее несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, будучи не согласна с выводами суда. На своих доводах настаивает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, сын заявителя М. _______ г.рождения, был поставлен в общегородскую очередь 03.06.2011г. под номером N ... для обеспечения его местом в муниципальном дошкольном учреждении (детском саду). С учетом предоставления мест в детских садах другим очередникам на момент обращения заявителя в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением по состоянию на 21.03.2013г. он состоит в общегородской очереди под N ...
Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43).
Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в числе прочих относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования. Эти полномочия указаны также в п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положение о порядке комплектования, приема и отчисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования городского округа "Город Якутск", утвержденное постановлением Окружной администрации г.Якутска от 18 января 2012г. N3п, разработан для соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной политики в области образования, защиты интересов ребенка и удовлетворения потребностей семьи в выборе образовательного учреждения.
Разделом 2 Положения определен порядок постановки детей на очередь, согласно которому регистрация и учет детей при постановке на очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа "г.Якутск" производятся Управлением образования Окружной администрации города Якутска при приеме родителей (законных представителей) на основании заявления и фиксируются в "Журналах учета движения детей" и в "Единой автоматизированной системе учета очередности в МДОУ".
Пунктами 2.3 и 2.4 Положения установлены категории детей, которые принимаются в дошкольное образовательное учреждение во внеочередном и первоочередном порядке. Установлено, что сын заявителя к такой категории детей не относится, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п.3.4. Положения направления в дошкольные образовательные учреждения выдаются родителям (законным представителям) согласно номеру очередности и дате постановки на учет. Доказательств, свидетельствующих о нарушении очередности предоставления мест, суду также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о бездействии органа местного самоуправления в части недостаточного строительства детских учреждений и создания дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях, отмену решения суда повлечь не могут.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе "Об образовании" общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего, разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.
Недостаточное количество мест в детских дошкольных учреждениях города, не позволяющее без очереди обеспечить детей местами в детском саду, не является безусловным доказательством неправомерного бездействия органа местного самоуправления.
Строительство новых детских садов, создание дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях относится к хозяйственной деятельности органа местного самоуправления по развитию социальной инфраструктуры города. В полномочия суда не входит оценка достаточности развития социальной инфраструктуры муниципального образования, целесообразности осуществления той или иной деятельности органов местной власти в соответствии с закрепленным законом принципом разделения власти.
Нарушение норм материального права является основанием к отмене решения при условии, что это нарушение могло привести к неправильному разрешению дела. Такого нарушения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Указанные доводы, были предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Эти доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 22 августа 2013г. по делу по заявлению Латыновой Олеси Александровны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании предоставления места в дошкольном учреждении оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.