Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.Р. Фатхутдинов при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой рассмотрел жалобу М.Г. Логиновой (далее - заявитель), представляющей интересы Открытого акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - ОАО " "данные изъяты""), на постановление судьи Вахитовского районного суда "адрес" от "дата", вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), в отношении ОАО " "данные изъяты"".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав М.Г.Логинову, представляющую интересы ОАО " "данные изъяты"" и поддержавшую жалобу, представителя "адрес" транспортной прокуратуры С.К.Е., возражавшую против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда "адрес" от "дата" ОАО " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 170000 рублей в доход государства.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан заявитель просит постановление судьи районного суда отменить.
Изучение материалов дела и доводов заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (в ред. Федерального закона от "дата" N 298-ФЗ) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирных летних студенческих игр - Универсиады в 2013 году в городе "адрес" Татарской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при пользовании железнодорожным транспортом на железнодорожном вокзале "адрес" Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО " "данные изъяты"" (далее - вокзал "адрес").
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от "дата" ... "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны, обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пункт 39 части 1 статьи 17 Федерального закона от "дата" N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" ... , устанавливает порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "дата" ... СанПиН 2. "дата"-08 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2. "дата"-08), распространяются на проектирование, изготовление, поставку, эксплуатацию, ремонт, обслуживание, хранение, транспортирование и контроль всех типов рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров (РУДБТ),содержащих источники рентгеновского излучения при номинальном анодном напряжении до 300 кВ, а также всех типов инспекционно-досмотровых ускорительных комплексов (ИДУК). содержащих ускорители электронов с энергией до 10 МэВ.
ОАО " "данные изъяты"" зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции МНС ... по "адрес" за основным государственным регистрационным номером ...
В соответствии с пунктом 13 Устава ОАО " "данные изъяты"", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" ... , виды деятельности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию, осуществляются обществом при наличии соответствующей лицензии.
В рамках заключенных договоров на поставку и монтаж досмотрового оборудования (договоры от "дата" за NN156-12-ДЖВ, 154-12-ДЖВ, 153-12-ДЖВ, 147-12-ДЖВ 146-12-ДЖВ, 145-12-ДЖВ, 144-12-ДЖВ, 143-12-ДЖВ, 142-12-ДЖВ) ООО " "данные изъяты"" поставило в адрес ОАО " "данные изъяты"" оборудование, которое является источником ионизирующего излучения, а именно:
- стационарная досмотровая рентгеновская установка конвейерного типа SF8065 в количестве 12 единиц;
- стационарная сканирующая рентгеновская установка для обследования пассажиров (СРК) в количестве 6 единиц;
- переносная рентгено-телевизионная аппаратура "Норка" 160 в количестве 6 штук;
- аппаратура дополнительного досмотра багажа на основе метода быстрых меченых, нейтронов "ДВИН-1" в количестве 6 штук;
- стационарный многозонный металлообнаружитель WE 005 в количестве 12 штук;
- аппаратура обнаружения паров взрывчатых веществ в количестве 6 штук.
В ходе проверки, проведенной с 10 до 11 часов "дата", установлено, что в зоне досмотра пассажиров, расположенной в главном здании вокзала "адрес", эксплуатируется для производства досмотра пассажиров и багажа следующее оборудование: стационарная досмотровая рентгеновская установка конвейерного типа SF8065 в количестве 7 единиц стационарная сканирующая рентгеновская установка для обследования пассажиров (CPК) в количестве 4 единиц, переносная рентгено-телевизионная аппаратура "Норка" 160 в количестве 4 единиц, аппаратура дополнительного досмотра багажа на основе метода быстрых меченых нейтронов "ДВИН-1" в количестве 6 единиц. Запуск оборудования осуществлялся постепенно в период с "дата" по настоящее время.
Вышеизложенное подтверждается информацией о результатах участия в проверке Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, а также объяснениями, полученными от начальника вокзала "адрес" Т.М.Я., начальника участка производства досмотра вокзала "адрес" А.Р.Л., сотрудников, осуществляющих досмотровые мероприятия.
Однако, ОАО " "данные изъяты"" с момента заключения договоров на поставку досмотрового оборудования до настоящего времени не получена лицензия на использование источников ионизирующего излучения (генерирующих) в установленном законом порядке.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения в число лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, входит наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами.
В нарушение указанных требований после получения источников ионизирующего излучения ОАО " "данные изъяты"" органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический контроль, не известило.
Осуществление ОАО " "данные изъяты"" деятельности в области использования источников ионизирующего излучения без лицензии может повлечь негативные последствия, угрожающие здоровью граждан. Незаконной деятельностью общества ставится под угрозу жизнь и здоровье, не только работников ОАО " "данные изъяты"", но и неопределенного круга лиц - пассажиров железнодорожного транспорта.
Вина ОАО " "данные изъяты"" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от "дата"; объяснениями начальника вокзала "адрес" Т.М.Я.; объяснениями начальника участка производства досмотра пассажиров вокзала "адрес" А.Р.Л.; объяснениями инспекторов по досмотру вокзала "адрес" О.Б.Р., С.М.П., М.С.Е.; договором поставки и монтажа досмотрового оборудования от "дата".
Все собранные доказательства оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судья пришел к выводу о наличии в действиях ОАО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.
Административное наказание ОАО " "данные изъяты"" назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что действия ОАО " "данные изъяты"" должны квалифицироваться по части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, так как деятельность, связанная с досмотром пассажиров и багажа не может быть отнесена к коммерческой, связанной с извлечением прибыли.
Доводы заявителя о том, что все зависящие меры от ОАО " "данные изъяты"" по устранению нарушений в области лицензирования принимались, не могут быть признаны состоятельными, опровергаются постановлением заместителя "адрес" транспортного прокурора Г.Д.А. о возбуждении дела об административном правонарушении от "дата".
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Вахитовского районного суда "адрес" от "дата" по данному делу оставить без изменения, жалобу М.Г.Логиновой, представляющей интересы ОАО " "данные изъяты"", - без удовлетворения.
Судья Р.Р. Фатхутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.