Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 03 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.
судей Соскал О.М., Дамдын Л.Д.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по исковому заявлению Монгуша Э.Д. к мэрии г. Кызыла, Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Монгуша Э.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш Э.Д. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла, Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения и обеспечения финансирования, указывая на то, что с 20 июня 1995 года он состоит на учете в мэрии г. Кызыла на получение жилья, как сирота, однако до настоящего времени не имеет жилья. Неоднократно обращался в мэрию г. Кызыла о предоставлении жилья. Последний раз проходил перерегистрацию 23 марта 2011 года, и числиться под N 95. Также обращался к Правительству Республики Тыва, однако ввиду отсутствия свободного жилищного фонда, жилье ему не предоставили. Является **, жилье снимает в аренду, имеет семью и **, нуждается в получении жилья. Просит обязать мэрию г. Кызыла предоставить ему жилое помещение на территории г. Кызыла общей площадью не менее 12, 5 кв. м. на условиях договора социального найма, соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, а Министерство финансов Республики Тыва обеспечить для мэрии г. Кызыла финансирование на приобретение жилья.
В ходе производства по делу истец уточнил требования, указав в качестве соответчиков - Правительство Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 июля 2013 года исковые требования Монгуша Э.Д. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Монгуш Э.Д. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на незаконность решения и необоснованность отказа в иске.
Монгуш Э.Д. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал полностью.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители, Министерства финансов Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия признала неявку указанных представителей неуважительной и определила рассмотреть данное дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, представителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель и которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые; помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 3 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривающая внеочередное предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что Монгуш Э.Д. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, на основании Постановления мэрии от 26.06.1995 г. состоял на льготной очереди для получения жилья в мэрии г, Кызыла. Из контрольной карточки о прохождении регистрации следует, что Монгуш Э.Д. поставлен на очередь на получение квартиры на основании решения Администрации г. Кызыла от 26.06.1995 г. N 861, как сирота, и он последнюю регистрацию проходил 23 марта 2011 года., однако жилое помещение ему предоставлено не было, то есть, он до сих пор не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением.
Из материалов дела следует, что Монгуш Э.Д. 25 октября 2012 года обращался в мэрию г. Кызыла с заявлением об оказании помощи в получении жилья, и ему был дан ответ о том, что жилищный вопрос будет рассмотрен при дальнейшем строительстве новых жилых домов по линии мэрии г.Кызыла.
Монгуш Э.Д. в мае, июне 2013 г. также обращался в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с заявлением о постановке на учет для получения жилья, однако как пояснил истец, ответ на данное заявление им до настоящего времени не получен.
Согласно ст. 8.3 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 N 918-ВХ-1 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении (ч.1); Заявление гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи, подлежит регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва. Лицам, обратившимся с таким заявлением, выдается расписка в его получении и указывается дата получения (ч.2); На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения (ч. 3); В случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства, с согласия указанных лиц им предоставляются специализированные жилые помещения в другом городском округе или муниципальном образовании. Согласие оформляется в письменной форме (ч. 4).
Вместе с тем статьей 2 Закона Республики Тыва от 15 марта 2013 года N 1859 ВХ-1 о внесении изменений в Закон Республики Тыва "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым введена ст.ст. 8.1, 8.3 этого Закона РТ, установлено, что он вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, (26.03.2013 г. в приложении к газете "Тувинская правда", "11.), и его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления настоящего Закона.
Таким образом, поскольку указанным Законом Республики Тыва предусмотрен определенный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом даты подачи заявления о предоставлении жилого помещения, и внеочередной порядок предоставления жилого помещения законом не предусмотрен, а истец в настоящее время еще не включен в список (реестр), который ведется Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании его заявления решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения не вынесено, его заявление Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва по существу не рассмотрено, то оснований для удовлетворения иска о предоставления жилого помещения на территории г. Кызыла на условиях договора социального найма не имеется.
Кроме того, согласно постановлению мэрии г. Кызыла от 02 июля 2013 года N 859 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.01.2012 года N 15-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей сняты с регистрационного учета и Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла учетные дела переданы в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
Как пояснил представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва личные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее принятых на учет органами местного самоуправления переданы только в августе 2013 г. Агентству. Список указанных детей в настоящее время формируется, и личное дело в отношении Монгуша Э.Д. будет рассмотрено, и вопрос о его включении в список будет решаться.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Монгуша Э.Д.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.