Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Коршуновой С.Т.,
судей Аевой И.И., Музалевского В.А.,
при секретаре Топоевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Абазы Сапилкиной Л.А. на решение Абазинского районного суда от 14 августа 2013 года, которым удовлетворен иск прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Абазы о возложении обязанности выполнить работы по устранению технических неисправностей, препятствующих забору воды из пожарных гидрантов и отказано в удовлетворении аналогичного иска прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Сапилкиной Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Коваленко Л.М. и прокурора Минчук Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал" (далее ГУП РХ "Хакресводоканал"), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее ООО "УК "Наш дом"), мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие наружных источников пожарного водоснабжения г. Абазы - гидрантов - Правилам пожарной безопасности Российской Федерации.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ водопроводные сети были приобретены в хозяйственное ведение ГУП РХ "Хакресводоканал", а ДД.ММ.ГГГГ ГУП РХ "Хакресводоканал" по договору передало данные сети в аренду ООО "УК "Наш дом".
С учетом уточнения исковых требований помощник прокурора Таштыпского района Проскурнина О.П. просила обязать выполнить работы по устранению технических неисправностей, препятствующих забору воды из пожарных гидрантов путем разделения данных работ между ответчиками.
Определением суда от 09.07.2013г. в качестве соответчика привлечена администрация г. Абазы.
В судебном заседании помощник прокурора Таштыпского района Проскурнина О.П. изменив исковые требования, просила обязать администрацию г. Абазы привести в надлежащее состояние и обеспечить исправность пожарных гидрантов в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании представитель ответчика ГУП РХ "Хакресводоканал" Сафронова О.В. возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что пожарные гидранты, расположенные на территории г. Абазы, в государственную собственность либо во владение ГУП РХ "Хакресводоканал" по передаточному акту не передавались, предметом договора купли-продажи не являлись. Считает, что ГУП РХ "Хакресводоканал", ООО "УК "Наш дом" являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель ответчика администрации г. Абазы Сапилкина Л.А. исковые требования не признала, пояснив, что водопроводные сети принадлежали муниципальному образованию с 2000 г., затем на праве хозяйственного ведения были закреплены за МУП "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство". После его банкротства ДД.ММ.ГГГГ были проданы ГУП РХ "Хакресводоканал". Пожарные гидранты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности не числятся. Считает, что по передаточному акту отдельно пожарные гидранты не могли быть переданы, так как они являются неотъемлемой частью водопроводных сетей. В случае удовлетворения исковых требований просит определить более поздний срок выполнения требований.
Представитель ответчика ООО "УК "Наш дом" Никитина С.К. исковые требования не признала, указав, что на основании заключенного договора аренды водопроводных сетей с ГУП РХ "Хакресводоканал" у них отсутствует обязанность ремонтировать и содержать в рабочем состоянии пожарные гидранты, поскольку это является обязанностью органа местного самоуправления.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласна представитель администрации г. Абазы. В апелляционной жалобе просит его отменить в полном объеме и принять новое решение об удовлетворении иска к ответчикам ГУП РХ "Хакресводоканал" и ООО "УК "Наш дом". Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих передачу г. Абазе пожарных гидрантов, так как в реестре муниципального имущества они отсутствуют, на балансе муниципального образования не состоят. По передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ имущество, в том числе, наружные сети водопровода вместе с гидрантами в количестве 3 штук, находящееся на балансе МБУЗ "Абазинская городская больница", передано в государственную собственность. Ссылается на то, что ГУП РХ "Хакресводоканал" является владельцем на праве хозяйственного ведения, а ООО "УК "Наш дом" является пользователем водопроводных сетей, расположенных на территории города по договору аренды, следовательно, именно они несут ответственность за соблюдение пожарной безопасности.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик ООО "УК "Наш дом" и прокурор Таштыпского района выражают согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что согласно постановлению администрации Таштыпского района от ДД.ММ.ГГГГ. N "О разграничении собственности в Таштыпском районе" водопроводные сети на территории г. Абазы принадлежали муниципальному образованию г. Абазе.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП "Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство" (продавец) и ГУП РХ "Хакресводоканал" (покупатель) заключен договор N купли-продажи имущества.
Из отчета по основным средствам на ДД.ММ.ГГГГ ГУП РХ "Хакресводоканал" следует, что на балансе находятся сети водопровода г. Абазы, пожарные гидранты, как отдельные объекты инвентаризационного учета, на балансе не состоят, предметом договора не являлись.
На основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ между ГУП РХ "Хакресводоканал" (арендодателем) и ООО "УК "Наш дом" (арендатором) во временное владение и пользование арендатору передано имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для водоснабжения.
Сводным актом, составленным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей ООО "УК "Наш дом" и противопожарной службы, а также актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлена неисправность пожарных гидрантов, расположенных в г. Абазе по "адрес".
Из материалов дела следует, что главой муниципального образования утвержден план мероприятий по улучшению противопожарного водоснабжения МО г. Абазы на 2013 год, согласованный с начальником ПЧ-62ОПСРХ N 6. Запланированы мероприятия на весенний - летний период 2013 года по ремонту неисправных пожарных гидрантов согласно сводному акту от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 10 ч. 1 ст. 16 этого же Закона, а также п.10 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования г.Абазы установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии со ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по организации первичных мер пожарной безопасности, к которым относится обеспечение надлежащего состояния пожарных гидрантов, лежит на муниципальном образовании и возложил на администрацию г. Абазы обязанность привести вышеуказанные пожарные гидранты в исправное состояние, отказав в иске к другим ответчикам.
Довод жалобы о том, что указанные пожарные гидранты на балансе администрации не состоят, не обоснован, поскольку из вышеприведенных нормативных документов следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, что не может являться основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, верно применены нормы материального права. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абазинского районного суда от 14 августа 2013 год оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Сапилкиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Т. Коршунова
Судьи И.И. Аева
В.А. Музалевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.