Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Абакана Шестопаловой И.А. на решение Абаканского городского суда от 02 сентября 2013 года, которым исковые требования Толстых А.А. к администрации г. Абакана о признании недействительным в части постановление мэра г. Абакана, обязании восстановить в льготном списке очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Толстых А.А. Гигеля Е.Я., выразивший согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толстых А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Абакана о признании недействительным в части постановление мэра г. Абакана, обязании восстановить в льготном списке очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что состоял в очереди на улучшение жилищных условий как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
В соответствии с п. 3 постановления мэра г. Абакана от 05.12.2006 года N 2501 истец был исключен из внеочередного списка на улучшение жилищных условий. О данном постановлении истцу стало известно лишь 03.04.2012 года, когда он обратился с вопросом о его очереди. Считал указанное постановление незаконным, так как решение суда от 25.08.2005 года было подтверждено его право состоять в этом списке. Просил признать незаконным постановление мэра г. Абакана от 05.12.2006 года N 2501 в части утверждения списка граждан, исключенных из льготного списка городской очереди, приложение N 2 об исключении Толстых А.А. из льготного списка по улучшению жилищных условий под N 13. Просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв.м. за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Толстых А.А., его представитель Гигель Е.Я. исковые требования поддержали, пояснили, что предоставив истцу комнату в общежитии, администрация г. Абакана не выполнила свои обязанности по предоставлению истцу, ... из льготной очереди истец был исключен не законно.
Представитель ответчика администрации г. Абакана Миненкова Н.В., исковые требования не признала, пояснила, что Толстых А.А. был снят с льготной очереди, поскольку общежитие приобрело статус жилого дома. Таким образом, истец приобрел жилое помещение на основании договора социального найма и у него отпали основания для нахождения во внеочередном списке на обеспечение жилым помещением, в связи с чем он и был исключен из данного списка. Однако, в связи с тем, что площадь занимаемого им жилого помещения менее учетной нормы на каждого члена семьи, Толстых А.А. продолжает состоять в общей площади на предоставление ему жилого помещения на основании договора социального найма.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия в судебном заседании не присутствовал.
Суд постановил решение, которым исковые требования Толстых А.А. удовлетворены.
Постановление мэра г. Абакана от 05.12.2006 года N 2501 в части утверждения списка граждан, исключенных из внеочередного списка, приложение N 2 в части исключения Толстых А.А. из внеочередного списка на улучшение жилищных условий под N 13, признано незаконным.
На администрацию г.Абакана возложена обязанность предоставить Толстых А.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 20 кв.м. за счет средств бюджета Республики Хакасия.
С решением не согласна представитель ответчика администрации г. Абакана Шестопалова И.А ... В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Полагала, что суд необоснованно не применил срок исковой давности, о пропуске которого было заявлено представителем ответчика. Указала, что истец не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с соответствующим заявлением в администрацию г. Абакана Толстых А.А. не обращался, следовательно, право требования предоставления жилого помещения у истца не возникло.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного постановления) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного постановления), обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом законодательством Республики Хакасия, является одной из дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с Положением о порядка предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005 года за N 444, был определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, в том числе принятым на учет до 01.03.2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (при отсутствии оснований для снятия их с данного учета).
Право на получение жилого помещения в соответствии с настоящим Положением имеют лица, указанные в п. 1 настоящего Положения, за исключением лиц, имеющих жилое помещение на праве собственности, в том числе общей собственности (совместной и долевой), в случае, если общая площадь указанного жилого помещения на одного человека не ниже нормы предоставления.
Не имеющими закрепленных жилых помещений являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья либо проживали в общежитии; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, пришло в негодность и пр.); дети не проживали в жилье родителей (оставлены в родильных домах, лечебно-профилактических учреждениях и т.п.).
Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 года N 126 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Абакане" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв. метров общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
Как видно из материалов дела, 27.01.2003 года между администрацией г. Абакана и Толстых А.А. заключен договор найма жилого помещения в общежитие муниципального фонда, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...
В соответствии с копией лицевого счета ... на регистрационном учете в жилом помещении по ... г. Абакана состоят Толстых А.А., в качестве членов семьи его жена ФИО7, сын ФИО8, ... года рождения.
Решением Абаканского городского суда от 25.08.2005 года было признано незаконным постановление мэра г. Абакана от 27.04.2005 года за N 718 в части утвержденного списка граждан, исключенных из льготного списка городской очереди, приложение N 2, в отношении Толстых А.А. об исключении из льготного списка по улучшению жилищных условий.
Указанным решением суда установлено, что Толстых А.А. является ... после окончания пребывания в детском учреждении на полном государственном обеспечении, проживает в общежитии, жильем не обеспечен.
Постановлением мэра г. Абакана от 24.11.2006 года N 2407 общежитие, расположенное по адресу: ... , переведено из статуса общежития в статус жилого дома.
Постановлением мэра г. Абакана от 05.12.2006 года N 2501 утвержден список граждан, исключенных из внеочередного списка, согласно приложению N 2, в котором под N 13 указан Толстых А.А., основанием для исключения из данного списка явилось наличие в пользовании жилого помещения.
Возражая против иска, представитель ответчика утверждал, что истец обеспечен жилым помещением по договору социального найма, поскольку в соответствии с постановлением мэра г. Абакана от 24.11.2006 года N 2407 общежитие, расположенное по адресу: ... приобрело статус жилого дома и утратило статус общежития.
Удовлетворяя иск о признании незаконным постановление мэра г. Абакана от 05.12.2006 года N 2501 в части исключения из списка внеочередного предоставления жилого помещения, не принимая возражения ответчика, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит приведенным выше нормам права.
Такие выводы судебная коллегия находит правильными, поскольку по смыслу указанных положений закона, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены дополнительные гарантии прав на обеспечение жилым помещением. Такие гарантии реализовывались путем предоставления жилые помещения по договору социального найма однократно, вне очереди, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления. Такие гарантии сохранялись, в том числе и за лицами, имеющими жилое помещение, в случае, если общая площадь указанного жилого помещения на одного человека не ниже нормы предоставления.
Как видно из дела, предоставленное Толстых А.А. на основании договора социального найма жилое помещение общей площадью ... кв.м. менее, установленной на момент предоставления, нормы предоставления 20 кв.м..
Таким образом, право Толстых А.А. на дополнительные гарантии по обеспечению жильем не было реализовано, оспариваемое постановление принято в нарушение прав истца и обязательств администрации г. Абакана, которой были делегированы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещением.
Доводы апеллятора о пропуске Толстых А.А. срока исковой давности не могут быть приняты во внимание.
Из пояснений истца Толстых А.А. следует, что о наличии постановления администрации г.Абакана от 05.12.2006 года N 2501 ему стало известно 03.04.2013 года.
Указанное обстоятельство представителем ответчиком оспорено не было, доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представлено.
Поэтому суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что нарушений срока на обращение в суд, не имело места.
Кроме того, как видно из материалов дела ответчиком не заявлялось о пропуске истцом срока исковой давности и применении последствий пропуска срока исковой давности. Тогда как, в соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Так же судебная коллегия находит правильным решение суда о возложении на администрацию г.Абакана обязанности предоставления Толстых А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 20 кв.м. по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
Как указано выше, Толстых А.А. обладает правом на дополнительные гарантии по обеспечению жильем как лицо из числа ... , его право не было реализовано.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Толстых А.А. являясь ... , признанный нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы ответчика о том, что истец вправе претендовать на жилье на общих основаниях, поскольку сохранил право проживания в квартире по адресу: ... , не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с приведенным выше законодательством право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Правом на предоставление жилого помещения в соответствии с Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения содержаться в п.п. 3 п.1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа".
Как установлено в судебном заседании жилое помещение по адресу ... , в соответствии с договором от 20.12.2011 года передано в собственность ФИО7 и ФИО8. Согласием от 23.12.2009 года Толстых А.А. от права на приватизацию указанного жилого помещения отказался.
Вместе с тем, как видно из дела, в указанном жилом помещении проживает три человека, общая площадь жилого помещения с учетом мест общего пользования составляет ... кв.м..
Таким образом, в настоящий момент проживание Толстых А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу ... , по смыслу приведенного выше законодательства является невозможным, поскольку на каждого из проживающих, включая истца, приходится менее учетной нормы 7 кв.м., установленной Решением Абаканского городского Совета депутатов от 15.02.2005 года N 126.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Абакана о том, что истец не обращался с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец обращался к ответчику в установленном законном порядке, был признан нуждающимся и постановлен на учет на получение жилого помещения, однако принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовано по вине ответчика.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащий применению материальный закон, всем собранным по делу доказательствам дал правильную юридическую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено, вследствие чего решение суда является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 02 сентября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Абакана Шестопаловой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Капустина Т.М.
Морозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.